ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ

Найдено 1 определение
ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ
наивысшая форма взаимодействия человека с ЭВМ, при которой осуществляется их интерактивное (двухстороннее) взаимодействие в режиме разделения времени. Отличительной особенностью диалоговых систем является оперативный обмен между человеком и ЭВМ относителвно небольшими порциями информации, причем очередная команда (запрос) формируется пользователем на основе анализа результатов выполнения предыдущей команды. Такая организация взаимодействия позволяет условно рассматривать человека и машину как партнеров. Различные этапы решения задачи выполняются как одним, так и другим партнером. Д. ч. с ЭВМ целесообразно использовать в следующих случаях: при изменении хода решения задачи в зависимости от промежуточных результатов; при поиске возможных путей решения задачи. От других форм взаимодействий Д. ч. с ЭВМ отличают следующие особенности: непосредственный обмен сообщениями между партнерами; удобство для пользователя при обмене информацией; определенная степень равноправия между партнерами, высокий уровень взаимопонимания между партнерами, достигаемый за счет взаимного управления, помощи и обучения. К числу основных психологических факторов, обеспечивающих эффективный Д. ч. с ЭВМ, относятся «взаимопонимание» между человеком и ЭВМ, психологическая готовность человека к ведению диалога, доступность ЭВМ для человека, удобство общения, время реакции ЭВМ. Последнее зависит от характера решаемых задач, однако в большинстве практических случаев оптимальное время ожидания ответа составляет 2 — 4 с. Большое значение для психологического ощущения комфорта имеет также вариация времени ответа: установлено, что стабильное время ожидания предпочтительнее переменного.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г