Диалектическое мышление

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Диалектическое мышление
dialectical thinking). Мышление, характеризующееся стремлением к интеграции противоположных или конфликтующих мыслей или наблюдений.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Диалектическое мышление
греч. dialektike — искусство спорить] — форма мышления, обеспечивающая познание действительности и упорядочивание представлений у детей. Д. м. может осуществляться с помощью различных механизмов. Один из таких механизмов, позволяющий ребенку осуществлять самостоятельное движение в системе знаний, складывается уже в дошкольном возрасте. Он представляет собой структуру переработки информации, позволяющую оперировать отношениями оппозиции. Эти отношения входят в структуру любого учебного предмета и любой деятельности. Структуры Д. м., возникающие у дошкольников, продолжают функционировать в школьном возрасте и у взрослых субъектов в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах: науке, технике и искусстве. Возможность применения диалектических действий дошкольниками обусловлена формированием комплексных представлений, отражающих один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых. Схемы таких действий широко представлены в фольклоре, адресованном детям: сказках, загадках и т. д. Ребенок, владеющий Д. м., из объекта учебной деятельности становится ее субъектом, партнером учителя в конструировании урока. Он легче осваивает учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств окружающего мира. Он становится способным действовать в противоречивых ситуациях и легче осуществлять социальную адаптацию. Овладение Д. м. рассматривается как присвоение диалектической логики — универсальной структуры, отражающей возможности продуктивной трансформации материальных и идеальных объектов. Развитие мышления в школьном возрасте подчинено овладению системой научных понятий и оперированию на знаковом уровне. Фактически в подавляющем количестве случаев понятия определяются метафизически, диалектическая форма в них не выявляется. Поэтому в целом школьный возраст характеризуется переходом к ориентации на основе метафизических понятий. Хотя диалектические структуры продолжают сохранять свое реальное значение в повседневной жизни ребенка, они начинают подавляться метафизическими системами в рамках ведущей учебной деятельности. Это выражается в затруднении выполнения заданий, требующих применения Д. м. В дальнейшем, к старшему подростковому возрасту, в связи с упорядочиванием знаний школьников на знаковом уровне, наблюдается развитие Д. м., основанного на знаковых формах отражения. Школьники могут оперировать диалектически в пределах соответствующего содержания, однако такое оперирование весьма ограничено. Н.Е.Веракса

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Творчество и диалектическое мышление

Крашенинников Евгений Евгеньевич
Самое общее определение творчества следующее: творчество создание нового.
Читать PDF

Символ как средство диалектического мышления

Коконцева Е. В.
Статья посвящена проблеме поиска средств диалектического мышления.
Читать PDF

Структурные особенности диалектического мышления

Веракса Николай Евгеньевич
В статье рассматривается проблема описания диалектического мышления.
Читать PDF

Диалектические основания конкретно-всеобщего мышления

Гурьянов Алексей Сергеевич
Содержание понятия «конкретно-всеобщее мышление» до сих пор неопределенно. Гегель, введя в употребление этот термин, продемонстрировал действие конкретно-всеобщего мышления.
Читать PDF

Изучение диалектических структур мышления в психологии

Ермакова Елена Сергеевна
В статье обсуждается понимание диалектических структур мышления в философии и психологии, анализируются зарубежные и отечественные исследования диалектического мышления и его развития у детей.
Читать PDF

Диалектическое мышление и культурная конгруэнтность дошкольников

Мустафин Тимур Равилевич
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста и их культурной конгруэнтности как соответствия правилам в нормативной ситуации.
Читать PDF

Об одном методе диагностики диалектического мышления дошкольников

Шиян Игорь Богданович
Предлагаемая нами методика «Диалектические истории» ориентирована, прежде всего, на работу с дошкольниками. Методика состоит из девяти заданий.
Читать PDF

Символ как средство диалектического мышления старших дошкольников

Веракса Николай Евгеньевич, Коконцева Екатерина Владимировна
Статья посвящена анализу связи развития символического опосредствования и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF

Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление

Веракса Александр Николаевич
В статье рассматривается возможность соотнесения процессов символизации и диалектического мышления в детском возрасте.
Читать PDF

Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В статье формулируется ряд положений, отражающих актуальную проблематику исследования творческого продуктивного мышления. Проводится краткий анализ понятия творческого мышления в контексте структурно-диалектического подхода.
Читать PDF

ПОНЯТИЙНОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Железовская Галина Ивановна, Исайкина Мария Александровна, Недогреева Наталия Герасимовна
В статье предложен методологический анализ формирования понятийного диалектического мышления студентов.
Читать PDF

Диалектическое мышление как механизм понимания возможных отношений в дошкольном возрасте

Шиян И.Б.
В статье на основе структурно-диалектического подхода обсуждаются механизмы построения представлений о пространстве возможностей.
Читать PDF

Проблема формирования творческого мышления в контексте структурно-диалектической психологии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В настоящей статье формулируется ряд положений, отражающих актуальную проблематику исследования творческого продуктивного мышления.
Читать PDF

Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников

Шиян Ольга Александровна
Постановка проблемы исследования. В статье ставится вопрос о нарративных способностях дошкольников как ресурсе их когнитивного развития. Развитие речи детей изучается в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского.
Читать PDF

Фундаментальная онтология Хайдеггера как образец диалектического мышления (Взгляд натуралиста)

Антипенко Л. Г.
В статье приводится анализ фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера на предмет наличия в её содержании элементов диалектической логики.