ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

выявление индивидуально-психологических особенностей личности, выражающихся в ее поведении.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей человека (группы), сформированный в результате психодиагностического обследования.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определенных достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

диагноз психологический

(от греч. diagnosis – распознание) конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д.п.установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

диагноз психологический

(от греч. diagnosis – распознание) – заключение психолога (группы психологов) об индивидуально-психических и социально-психических особенностях личности, как в норме, так и в патологии, выявленных в результате ее изучения, психодиагностики. Д.п., согласно классификации Л.С. Выготского, бывает симптоматическим (или эмпирическим), констатирующим определенные индивидуально-психические особенности; этиологическим – не только констатирующим индивидуально-психические особенности, но и указывающим на их причины; типологическим – кроме того указывающий место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности, в системе ее деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
от греческого διάγνωσις, от латинского diagnosis – «распознавание» – процедура обследования человека с целью выявления, распознавания и определения индивидуальных особенностей развития и функционирования его психики. Содержанием Д.п. выступает выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей конкретного субъекта, истоков их развития, анализ причин их проявлений в поведении обследуемого и, на основании полученных данных, формулировка предположений о возможных для него последствиях. Структура Д.п. состоит из трёх частей: 1) распознавание актуального состояния психики; 2) предвидение (прогноз) её нежелательных изменений в будущем; 3) выработка рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
основная цель диагностики психологической; конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-
психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.
Важнейший эксперимент диагноза психологического – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях. Первый – уровень систематический или эмпирический – ограничивается констатацией или симптомов (признаков). Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Второй – уровень этиологический – учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их возникновения. Третий, высший – уровень типологический – состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

Диагноз психологический
в психологии развития) [греч. diagnosis — распознавание, определение] — установление индивидуально-психологических характеристик и особенностей ребенка. Симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л.С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Важнейшим элементом научного Д. п. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, называется этиологическим. Высший уровень Д. п. — это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Дальнейшая разработка теории Д. п. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики. Е. И. Морозова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
основная цель психодиагностики; конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики. Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях. Первый уровень - симптоматический или эмпирический - ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков). Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коих непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Второй уровень - этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
(греч. diagnosis — распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза
дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет Д. п.— установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом Д. п. является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого,
каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в Д. Я., вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня,
как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины, место в структуре личности.
Такой уровень диагноза Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский
отмечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
Второй ступенью в развитии Д.п, является этиологический диагноз, учитывающий не столько наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
Высший уровень — типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Но словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает
путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. п. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Психологический диагноз: классификация и типология

Костромина С.Н.
Психологический диагноз центральная категория психологической диагностики.
Читать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДИАГНОЗОМ ДЦП

Габдрахманова З.Ш., Токарева И.Ф.
Читать PDF

Обсуждение статьи: Алёхин А. Н. Методологический диагноз психологической диагностике

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф.
Статья представлена двумя текстами. Это два комментария, которые подготовили авторы к запланированному обсуждению статьи доктора медицинских наук, профессора А.Н. Алёхина.
Читать PDF

Психологический портрет беременных женщин с диагнозом «Угроза прерывания беременности»

Синяева Наталья Владимировна
В причинах диагноза «угроза прерывания беременности» имеет место психологическая составляющая.
Читать PDF

Уровень психологического благополучия у матерей, имеющих ребенка с диагнозом эпилепсия

Кольцова Евгения Александровна
В статье описываются результаты исследования, направленного на изучение психологического состояния матерей, имеющих ребенка с диагнозом эпилепсия.
Читать PDF

Формирование базы знаний и постановка диагноза на основе естественно-языковых психологических тексто

Коломойцева И. А.
Читать PDF

Психологические проблемы семьи и детей с диагнозом эпилепсия и психогенные неэпилептические приступы

Кольцова Евгения Александровна
Данная статья это первый шаг в изучении психологических особенностей, переживаний родителей и их детей, которые имеют диагноз эпилепсия или психогенные неэпилептические приступы.
Читать PDF

Прогнозирование психологических особенностей стоматологических больных по диагнозу сопутствующих заб

Долгов В.Е., Орехов С.Н., Валишвили А.Д.
Статья посвящена одной из немаловажных проблем нашего времени, в частности стоматологической практике проблеме прогнозирования психологических особенностей стоматологических больных.