Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни

Найдено 1 определение
Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
С. Ю. Мещерякова. Предназначена для выявления уровня развития О. ребенка со взрослым в младенческом возрасте (в первом и втором полугодии жизни) и входит в комплект методик, направленных на диагностику психич. развития ребенка от рождения до 3 лет. Теорет. позициями, положенными в основу предлагаемой диагностики, является концепция генезиса О. ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. Осн. параметрами, характеризующими уровень развития любой формы О., выступают: 1) Уровень инициативности в О. как показатель стремления ребенка к О.; 2) Уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу др. человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого; 3) Уровень владения средствами О. - конкретными действиями, с помощью к-рых ребенок осуществляет О. Два первых параметра характеризуют потребностно-мотивационную сторону О., а третий параметр - его операциональную составляющую. Выделенные параметры оцениваются соответствующими показателями, к-рые отражают специфику формы О. и возраста ребенка. В первом полугодии диагностируется уровень развития ситуативноличностного (непосредственно-эмоционального) О. Содержанием коммуникативной потребности на данном возрастном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого, ведущий мотив О. - личностный, осн. средства О. - экспрессивно-мимические. Параметры О. характеризуются след. особенностями. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет «комплекс оживления», предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен или прекращает О. Чувствительность к коммуникативным воздействиям взрослого характеризуется вниманием, интересом и положительным отношением к ним младенца, а также перестройкой состава «комплекса оживления» в зависимости от поведения взрослого. Средства О. характеризуются количеством и выраженностью «компонентов комплекса оживления». Диагностика развития О. производится путем оценки выраженности компонентов «комплекса оживления» у ребенка в 3 диагностических ситуациях: «Пассивный взрослый», «Чистое общение», «Общение на руках у взрослого». В методике содержатся шкалы для оценки выраженности компонентов «комплекса оживления» и параметров О. Заключение об уровне развития О. производится на основании соотнесения оценки его параметров и возраста ребенка. Во втором полугодии жизни складывается новая форма О. ребенка со взрослым - ситуативно-деловая. О. развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает. Содержанием коммуникативной потребности является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ведущий мотив О. - «деловой»: взрослый выступает как партнер по совместной предметной деятельности, образец для подражания, эксперт по оценке умений ребенка. Осн. средства О. - предметно-действенные операции, локомоции, жесты. Параметры О. на данном возрастном этапе характеризуются след. особенностями. Инициативность ребенка в О. на этом возрастном этапе отражает его желание привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к совместной деятельности, помощи, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение. Чувствительность к воздействиям взрослого проявляется в ответных действиях (берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать действиям взрослого, реагирует на похвалу и порицание), а также в чередовании инициативных и ответных действиях, в согласованности собственных действий с действиями взрослого. Эмоциональная вовлеченность ребенка в О. отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов, количестве отвлечений от О. Предпочитаемая форма О. отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности, а также характер предыдущего коммуникативного опыта. Выделенные параметры О. оцениваются в 3 диагностических ситуациях, предусматривающих возможность выбора ребенком вида деятельности и О. со взрослым: «Пассивный взрослый», «Ситуативно-деловое общение», «Ситуативно-личностное общение». Приводится шкала оценки параметров, основанная на качественных и количественных особенностях поведения ребенка в разных ситуациях. Заключение об уровне развития О. выводится на основании обобщения данных, полученных во всех диагностических ситуациях. Лит.: Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб., 2005. С. Ю. Мещерякова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011