ДЕТСКИЙ НЕВРОЗ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Невроз детский
1. невротическое состояние, вызванное острой или хронической психотравмирующей ситуацией и наблюдающееся у детей в возрасте до 10-12 лет (Ковалев, 1979). Отличается незавершенностью, рудиментарностью невротической симптоматики, а главное, преобладанием так называемых моносимптомных неврозов, таких, как невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, энурез, энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, онанизм, выдергивание волос, яктация и др.); 2. в психоанализе – расстройство, обозначаемое терминами «невроз детского возраста» или «инфантильный невроз». Термин «инфантильный» психоаналитики используют в значении «прегенитальный», преэдипов», «несублимированный», то есть для обозначения расстройства любого ребенка в возрасте от 4 до 5 лет с инфантильной сексуальностью, то есть сексуальными проявлениями, свойственными инфантильной стадии развития либидо. Эти проявления могут сохраняться и во взрослой жизни, пока: а) остается непреодоленным Эдипов комплекс; б) отсутствуют сублимации; в) действия не интегрировались в стадию предварительного удовольствия взрослой сексуальности. Симптоматика невроза у взрослых пациентов в некоторых чертах сходна с таковой при инфантильном неврозе. Классическая психоаналитическая теория предполагает, что всем неврозам взрослой жизни предшествовует какой-либо невроз в детстве. В медицинской литературе термин «младенец» (infant) означает ребенка в возрасте до 1 года; в юридической литературе – любого человека в возрасте до 21 года.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Детский невроз
childhood neurosis) Невроз представляет собой неглубокое психическое расстройство, обычно включающее: а) недостаточное понимание причины проблем; б) чрезмерную тревогу; в) импульсивное поведение, причем причины такого поведения часто вступают в конфликт друг с другом. Невроз может тж включать симптомы соматической болезни, обсессивное или компульсивное поведение и специфические страхи или фобии. Единой классиф. невротических расстройств нет, но в основном предлагаемые версии включают: истерию с эмоциональной лабильностью и конверсионными симптомами, представляющими собой превращение психич. проблем в физ.; генерализованную тревогу с недостаточным пониманием ее причин; обсессивно-компульсивные паттерны поведения - побуждения к нецелесообразному поведению или навязчивым ритуалам; фобии. Изучая поведение ребенка, следует спросить себя, почему дети ведут себя так, почему их поведение встречает неодобрение и какие существуют соц. процессы для контроля их поведения. Как показывают Пруденс Рейне и ее сотрудники, с момента, когда поведение детей отмечено как девиантное, они становятся частью особой статусной группы в нашем об-ве. Для тех, кого отнесли к этой категории, это определение часто становится детерминистским или самоисполняемым: они продолжают быть плохими (девиантными), поскольку такими их видят значимые для них лица. Поэтому, вероятно, правильнее считать, что у детей есть проблемы развития, и сосредоточивать усилия на оказании им помощи в формировании потенциала для решения задач обучения и для жизни в рамках культурной и соц. терпимости об-ва. См. также Тревога, Стадии развития поведения ребенка, Личность, Самоисполняемые пророчества Т. Александер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ДЕТСКИЙ НЕВРОЗ
CHILDHOOD NEUROSIS)
Возникающее в детском возрасте психическое нарушение, при котором незрелое Я разрешает интрапсихические конфликты посредством патологического компромиссного образования, препятствующего нормальному развитию. Наблюдаемые компоненты компромиссного образования - нарушения в аффективной, поведенческой или познавательной сфере. Симптомы или симптоматическое поведение могут включать тревогу, депрессию, фобии, заторможенность, истерические параличи, тики, ритуалы и другие навязчивости; или же они могут проявляться в нарушениях питания и экскреции, антисоциальном поведении, нарушении способности к обучению и др. Обычно наблюдается кластер расстройств, иногда с преобладанием одного в сложной клинической картине. Подобные нарушения могут возникать на любом этапе развития - от момента формирования внутренних психических структур вплоть до начала пубертата. Хотя бессознательные конфликты и фантазии при детском неврозе организуются и структурируются вокруг сексуальных и агрессивных побуждений эдиповой фазы, психопатология опирается на данные о сложностях развития и конфликтах доэдипова периода.
Хотя внешние симптомы неврозов у детей могут напоминать токовые у взрослых, стоящие за ними конфликты и личностная организация существенно отличаются. Возможна и обратная ситуация: однотипные интрапсихические конфликты у детей и взрослых порождают розную симптоматику. Различия определяются незрелостью функций детского Я, склонностью ребенка в большей степени действовать, нежели рефлексировать, продолжающейся зависимостью интрапсихического функционирования от объектов, на которые изначально были направлены конфликтные импульсы. Так, нередки ситуации, когда у ребенка с фобической симптоматикой в подростковом или взрослом возрасте развивается обсессивно-компульсивная симптоматика. То, что в детстве представляется неврозом навязчивости, может с течением времени развиться в психотическую или пограничную патологию.
Детский невроз, сформировавшийся на основе внутреннего конфликта, следует отличать от состояний, возникших в результате внешних конфликтов. К таким состояниям приводят либо травмирующие влияния среды (вмешательство в развитие), либо внутренние силы созревания, которые вовлекают ребенка в конфликт со средой (конфликт развития). Несмотря на то, что такие условия могут вызывать симптоматику и поведенческие нарушения, сходные с проявлениями детского невроза, симптомы более кратковременны, не обладают той же символической функцией с точки зрения бессознательного содержания и не представляют, в отличие от невротических симптомов, бессознательного компромиссного образования. Однако следует помнить, что '...невротический конфликт часто является продолжением конфликта развития, вовремя не разрешившегося' (Nogera, 1966, с. 49) Детский невроз следует также отличать от инфантильного невроза, представляющего собой скорее метапсихологический конструкт, нежели клиническую категорию.
Представители школы психологии Самости оспаривают традиционные психоаналитические объяснения неврозов, в том числе детских. Согласно положениям этой школы, нормальных интрапсихических конфликтов не существует; симптомы, приписываемые классической традицией этим конфликтам, следует объяснять как результат отсутствия эмпатии и последующей недостаточной связности структур Самости.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000