ДЕПРЕССИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ДЕПРЕССИВНАЯ РЕАКЦИЯ

ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Найдено 4 определения термина ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Депрессивная позиция

термин М.Клейн, обозначает состояние, к которомуу приходит ребенок (или пациент в анализе), осознав, что как его любовь, так и ненависть направлены на один объект – на мать. Он понимает свою амбивалентность и озабочен тем, чтобы защитить мать от своей ненависти и осуществить репарацию за причиненный ей этой ненавистью ущерб.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

depressive position) КЛЕЙНИАНСКОЕ понятие. В системе представлений г-жи Клейн означает состояние, к которому приходит ребенок (или пациент в анализе), осознав, что как его ЛЮБОВЬ , так и его НЕНАВИСТЬ направлены на один и тот же объект - МАТЬ; он понимает свою АМБИВАЛЕНТНОСТЬ и озабочен тем, чтобы защитить мать от своей ненависти и осуществить РЕПАРАЦИЮ за тот вред, который он, как полагает, нанес ей своей ненавистью. Поскольку система Клейн включает ИНСТИНКТ СМЕРТИ и изначальную враждебность и ЗАВИСТЬ к матери, считается, что этот кризис играет существенную роль в развитии каждого ребенка, независимо от качества материнской заботы, а выход из кризиса определяет все его дальнейшее развитие. Считается, что здоровые и невротики преодолевают депрессивную позицию, тогдакак лица с депрессивными проблемами фиксируются на ней, а лицам с ШИЗОИДНЫМИ и ПАРАНОИДНЫМИ проблемами не удается ее достичь. См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ. См. Segal (1964).

Источник: Критический словарь психоанализа

ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

понятие, используемое в психоанализе для описания одного из ранних этапов развития ребенка и изменений, происходящих в его психической организации.

   Термин «депрессивная позиция» был использован М. Кляйн (1882–1960) при рассмотрении специфики интеллектуального и эмоционального развития младенца. Она исходила из того, что в первые три или четыре месяца жизни ребенка у него развивается депрессивная тревога, основанная на чувствах любви и деструктивных импульсах по отношению к материнской груди, что приводит к параноидно-шизоидной позиции. Затем в течение второй четверти первого года жизни развитие ребенка характеризуется младенческой депрессивной позицией, свидетельствующей о наступлении определенных изменений в его отношениях с окружающим миром.

   В отличие от параноидно-шизоидной позиции, в рамках которой у младенца возникает двойственное отношение к первому объекту («хорошая» и «плохая» грудь матери), при депрессивной позиции укрепляется отношение ребенка к матери как к личности. Ребенок становится способным воспринимать мать в качестве «цельного объекта», у него усиливается идентификация с ней, а также развивается способность выражать свои эмоции по отношению к другим людям и окружающему миру. В его психике начинают действовать процессы синтеза и интеграции, способствующие ослаблению противоречий между внутренними и внешними образами. Вместе с тем, как полагала М. Кляйн, эти же процессы становятся причиной того, что предшествующие конфликты между любовью и ненавистью набирают силу, а амбивалентность переживается по отношению к целостным объектам. Тревога преследования «плохой» грудью, свойственная параноидно-шизоидной позиции, сменяется тревогой, связанной с переведенной во внутренний план матерью, которая в восприятии ребенка «является ранимой, повреждаемой, подверженной опасности уничтожения или уже уничтоженной и утраченной навсегда». У ребенка возникает чувство вины, а свойственные ему ранее формы защиты образуют маниакальную защиту. Разделение целостных объектов на неповрежденные живые и поврежденные (умирающие или мертвые) становится защитой от депрессивной тревоги.

   В рамках депрессивной позиции ребенок сталкивается с конфликтами, виной и печалью. Его способность переносить тревогу в определенной степени детерминирована более ранним развитием. Если это развитие не характеризовалось избыточной тревогой преследования, то в силу интеграционных процессов ребенок оказывается способным интроецировать целостные объекты и тем самым преодолевать депрессивную позицию. Если он не справляется со множеством тяжелых ситуаций тревоги, то «может иметь место сильная регрессия от депрессивной к параноидно-шизоидной позиции», что может сказаться на последующем развитии ребенка.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ (DEPRESSIVE POSITION)

Один из основных этапов развития, наступающий вслед за паранояйльно-шизоидной позицией. В рамках депрессивной позиции происходит интеграция чувств любви и ненависти к объекту, его 'хороших' и 'плохих' аспектов, других их парциальных репрезентаций (например, 'оральная' и 'генитальная' мать), о также внешней реальности с интрапсихической реальностью или фантазией. Подобно паранояйльно-шизоидной позиции, депрессивная позиция отображает конфигурацию объектных отношений, тревог и защит, и она не эквивалентна ни одной из постулированных Фрейдом фаз психосексуольного развития. Обе позиции возникают под приматом оральности. Кляйн считала, что депрессивная позиция развивается в рудиментарной форме примерно на третьем-четвертом месяцах жизни и сохраняется на протяжении всей жизни индивида. Поскольку материнский объект осознается теперь как целостный объект, Кляйн постулирует, что эдипов конфликт начинает действовать в раннем возрасте. Мать является источником добра и зла, и младенец испытывает чувство беспомощности, зависимости и ревности к ней. Хотя ребенок способен отчасти сдерживать подобные чувства, амбивалентность сохраняется, а тревога смещается в сторону страхов, что агрессивные импульсы в нем самом могут разрушить объект, воспринимаемый теперь как нужный, важный и любимый. Возможность утратить хороший объект посредством такой агрессии вызывает чувство вины. И если основным аффектом паранойяльно-шизоидной позиции является страх преследования, то при депрессивной позиции развивается беспокойство за объект и его благополучие. Интроекция превалирует теперь над проекцией. Поскольку у ребенка развивается способность устранять вред, наносимый в фантазии любимым объектам, он убеждается, что любовь может преобладать над ненавистью к объекту. Фантазии о всемогуществе связаны не только со страхами разрушить объект, но и с попытками справиться с тревогой депрессивной позиции посредством 'репарации'. Эта концепция предполагает ретроспективное переживание чувства вины в связи со всеми проекциями дурных импульсов по отношению к объекту.

Идеальным исходом депрессивной позиции, которого полностью достичь никогда не возможно, является необходимый отказ от всемогущего контроля над объектом и признание реальной зависимости. Как только достигается этот момент, появляется благодарность объекту за его роль в сотворении и поддержании жизни ребенка.

Если депрессивные тревоги настолько велики, что не поддаются преодолению посредством защит, депрессивная позиция может закрепиться и сохраниться на всю жизнь. В таком случае могут быть задействованы маниакальные защиты, состоящие из фантазий о контроле над объектом с чувством превосходства и презрения к объекту, которое предохраняет от зависимости депрессивной позиции. Ребенок может также регрессировать к паранояйльно-шизоидной позиции.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь

Найдено схем по теме ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ — 0

Найдено книг по теме ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ — 0