ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ
Деонтология медицинская
Совокупность этических норм и принципов поведения медицинского персонала при выполнении профессиональных обязанностей. Работающему в психиатрическом заведении исключительно часто приходится делать оценку поведения в отношении психически больного человека - что и в какой степени больной должен и может знать о своем заболевании, о его развитии и исходе, о применении разных видов лечения, о решении важных для него самого вопросов (учеба, профессия, создание семьи, воспитание детей и пр.). Для многих имеющих место в Д. м. правил и требований не существует писаных законов и уставов. Наиболее известным и требующим моральных обязанностей кодексом и до сих пор остается Клятва Гиппократа (см.).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ
(от греч. deon, родительный падеж deontos должное + logos учение) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин в начале 1834 г. ввел английский философ, социолог и правовед И. Бентам (1748–1832) для обозначения теории нравственности в целом. Составной частью деонтологии является деонтология медицинская — совокупность этических норм выполнения медработником своих профессиональных обязанностей. Распространено мнение, что основы врачебной этики были заложены в Древней Греции и сконцентрированы в Клятве древнегреческих врачей, названной впоследствии именем Гиппократа. На самом деле клятва была записана в III в. до н. э. учеными города Александрии спустя сто лет после смерти Гиппократа. Однако задолго до этого в Древней Индии существовала проповедь, которую учитель искусства врачевания произносил перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения. Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив…». Право врачебной практики давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врача и соблюдением врачебной этики. Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно законам (предписаниям) Ману за неправильное лечение людей врачеватель выплачивал штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа). Наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. Подобные правила в отношении врача имеются и в законах вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Причем в них нашел полное выражение классовый характер древних цивилизаций. Тем не менее, именно в Греции вопросы этики были поставлены на более высокий уровень, что нашло отражение в Гиппократовом сборнике. Он дает цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе «презрение к деньгам, совестливость, скромность … решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство… Ведь врач-философ равен Богу». Так учил Гиппократ в работе «О благочестивом поведении». В статье «Закон», выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что «по званию их много, но на деле же — как нельзя менее». В работе «О враче», указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного, Гиппократ отмечал, что «…поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются». Клятва, которой дано имя Гиппократа, — свидетельство устойчивости, продуманности, весомости основных положений, которых придерживался сам Гиппократ. Красной нитью через клятву проходит мысль, что врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Арабские и среднеазиатские врачи также относились к своему профессиональному долгу очень серьезно. Авиценна, Рази и Ибн Аббас обращали большое внимание на вопросы врачебной этики, писали о долге врача оказывать помощь, быть терпеливым и ласковым с больным. Видные врачи арабского Востока, следуя заветам врачебной клятвы древнеиранских и древнегреческих врачей, писали и о необходимости строгого соблюдения врачебной тайны. В средневековой Европе оригинальным и новым по своему характеру стало сочинение Архиматтея «О приходе врача к больному», в котором помимо диагностических и лечебных советов обсуждались вопросы врачебной этики, взаимоотношений врача с больным и т. д.