педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решений.
Д. п. могут использоваться и как тест с целью изучения психодиагностики и психопрогностики личности.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
усвоение знаний методом активного обучения; создание формальной модели конфликтной ситуации, в которой участвуют различные стороны, наделенные различными интересами. Предметным содержанием деловой игры является имитация конкретных условий и процессов трудовой деятельности, поведения и отношения занятых в ней людей. В деловых играх, в отличие от ролевых, основное внимание сосредоточено на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Деловые игры
метод активного обучения и моделирования реальных производственных событий и процессов. Эффективность Д. и. определяется их включенностью в культуру человечества. Сущность же состоит в апробации, выявлении, закреплении некоторых норм отношений между людьми. Д. и. предполагают создание деятельностного поля, в котором апробируются и направленно формируются способы установления деловых, социально-ролевых взаимоотношений, вычленяются основные функционально-деятельностные позиции, предпринимается попытка позиционно решить конкретные проблемы.
Существуют следующие методы активного включения в обучение: анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, имитационные игры, организационно-деятельностные игры.
Д. и. предполагают физическую активность слушателей, соответствующую целям изменения в физическом окружении и пространстве. Это касается образа действий партнеров по Д. и., их социальной активности, которая предполагает инициирование взаимодействия друг с другом согласно учебным и развивающим целям. Игра стимулирует и познавательную активность, направленную на самостоятельный поиск и решение проблем, определение способов диагностики и анализа игровых материалов, изложение и презентацию новых результатов, оказание влияния на содержание самой технологии обучения и организационного развития.
Организация Д. и. требует соблюдать некоторые принципы и обдумывать аспекты, в том числе такие, как объект или процесс, моделируемый в игре, проспект Д. и., сценарий Д. и., игровая обстановка, регламент, создание группы администраторов и организаторов, игровых команд, группы экспертов.
Литература
Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. СПб., 2003.
Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.
Существуют следующие методы активного включения в обучение: анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, имитационные игры, организационно-деятельностные игры.
Д. и. предполагают физическую активность слушателей, соответствующую целям изменения в физическом окружении и пространстве. Это касается образа действий партнеров по Д. и., их социальной активности, которая предполагает инициирование взаимодействия друг с другом согласно учебным и развивающим целям. Игра стимулирует и познавательную активность, направленную на самостоятельный поиск и решение проблем, определение способов диагностики и анализа игровых материалов, изложение и презентацию новых результатов, оказание влияния на содержание самой технологии обучения и организационного развития.
Организация Д. и. требует соблюдать некоторые принципы и обдумывать аспекты, в том числе такие, как объект или процесс, моделируемый в игре, проспект Д. и., сценарий Д. и., игровая обстановка, регламент, создание группы администраторов и организаторов, игровых команд, группы экспертов.
Литература
Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. СПб., 2003.
Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
ДЗЕЛАВЫЯ ГУЛЬНІ / BUSINESS GAMES– один из методов активного социально-психологического обучения, характеризующийся ролевым воссозданием предметного и социального содержания той или иной деятельности, характерных для нее особенностей общения и взаимодействия. Автором первой в мире Д. и., направленной на решение производственных проблем, считается М. М. Бирштейн (1932). С середины 1980-х гг. Д. и. стали интересоваться практические психологи, педагоги и социологи. В настоящее время количество Д. и. значительно выросло. Они различаются по масштабности имитируемых объектов (цех, фабрика или целая отрасль), функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные и др.), особенностям построения. Д. и. классифицируют следующим образом: по целенаправленности, конечному результату, области применения, ролевым функциям, времени проведения, методологии проведения и др. Мотивация взаимовосприятия, нормы поведения участников Д. и. позволяют достигать дидактических и воспитательных целей. В вузовском учебном процессе применяют различные виды Д. и.: ролевые ситуационные, ролевые статусно-позиционные и предметные. Специфика ролевого поведения учащегося выражается в положительном отношении к изучаемому предмету, в повышенной требовательности к самому себе. Установлено, что в игре ситуационно активизируются эмоции и чувства обучаемых, влияющие на формирование адекватного ролевого учебного поведения, что, в свою очередь, влияет на эффективность усвоения учебного материала. Вид Д. и. следует выбирать в зависимости от характера учебного материала и этапа работы над его усвоением. В учебных заведениях создаются банки Д. и., которые дают преподавателям возможность отобрать для учебного процесса наиболее целесообразный вид этих игр. Р. В. Александрова