Деловое общение

Найдено 1 определение
Деловое общение
особая форма О., направленная на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе (в рамках производственной, науч., коммерческой и др. видов совмест. деятельности). Д. о. обеспечивает ведение переговоров, совещаний и официальной переписки, публичных выступлений. В конкретной профессиональной области Д. о. имеет специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Д. о. - такой вид О., к-рый является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения опр. задач. В данном случае Д. о. является родовым понятием по отношению к служебному. Проявляется как в служебной, так и вне служебной обстановки («встреча без галстуков»). Участниками Д. о. могут быть члены одной организации или нескольких организаций, частные лица. Д. о. направлено на решение широкого круга вопросов взаимодействия людей, создания условий для их продуктивного сотрудничества в достижении значимых целей, обеспечения успеха общего дела. Дополнительные функции Д. о. проявляются в установлении межличностных отношений партнерства, создания оптимального морально-психол. климата в организации, формирования профессионального и корпоративного имиджа субъектов О. В организации Д. о. сосуществует с неформальным уровнем О. и может осуществляться как в «вертикальных» («начальник-подчиненный», в форме управленческого О.), так и «горизонтальных» коммуникациях («сотрудник-сотрудник»). Содержание Д. о. - социально значимая совмест. деятельность людей, к-рая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации. Не всякое производственное взаимодействие есть полноценное Д. о. (напр., при жестко авторитарном стиле руководства). Осн. этикопсихол. принципы организации Д. о.: 1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе к-рого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации; 2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий Д. о. в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта. Цель Д. о. - организация и оптимизация опр. вида совмест. предметной деятельности. Помимо общей цели, в Д. о. можно выделить и личные цели, реализуемые участниками О.: стремление к безопасности, личному благополучию, карьерному росту; стремление к власти, установлению неформальных отношений, формированию позитивного имиджа, повышения собственной значимости и репутационных характеристик и др. Д. о. в развернутом виде включает в себя ряд этапов, характеризуется рядом признаков, в нем можно выделить опр. тактики. Исследования Д. о. проводятся в русле разных теорет. направлений (в бихевиоральном, когнитивном, психоанализе, ролевой парадигме Дж. Мида, в гуманистической психологии и др.). Лит.: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2006; Зарецкая Е. Н. Деловое общение. Т. 1, 2. М., 2002; Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2002; Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко, 2008; Сухов А. Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие. М., 2004. Е. А. Петрова, А. Н. Сухов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
114.63 кб

Риторика делового общения

Тумина Л.
Читать PDF
944.76 кб

О письменном деловом общении

Мамытканова Гульмира Нуркасымовна
Рассматривается понятие «деловое общение». Обосновывается важность подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения. Приводятся письменные виды делового общения.
Читать PDF
3.17 мб

Психология и риторика делового общения

Читать PDF
114.60 кб

Деловое общение: лингвистические аспекты

Малюга Е.
Читать PDF
61.95 кб

Некоторые аспекты понятия делового общения

Эксакусто Т. В.
Читать PDF
412.56 кб

Культура речи в деловом общении специалиста

Игебаева Ф.А.
В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного специалиста. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.
Читать PDF
178.93 кб

Обучение письменным формам делового общения

Устинина Г. В.
В статье рассматривается проблема обучения деловому общению в ситуациях вхождения в сферу профессиональной деятельности, в ситуациях, связанных с трудоустройством и продолжением дальнейшего профессионального образования.
Читать PDF
8.12 мб

Деловое общение в педагогическом коллективе

Кузнецов Виктор Андреевич, Кузнецова Оксана Юрьевна
В статье представлены результаты системного анализа проблемы общения в коллективе дошкольного образовательного учреждения,на основе которых обоснована целесообразность перехода к деловому общению, выявлены условия делового общения
Читать PDF
241.71 кб

Роль делового общения в трудовой организации

Карпинский Э. Э.
Читать PDF
132.25 кб

Кейс-метод в обучении культуре делового общения

Балуян С. Р.
Читать PDF
81.81 кб

Изучение английского языка для делового общения

Игнатенко Ирина Ивановна
Читать PDF
257.08 кб

Дисциплина «Деловое общение»: идея и её воплощение

Абросимова Г. И.
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителя
Читать PDF
225.09 кб

Деловое общение юриста: опыт практического обучения

Иванова Татьяна Владимировна
Статья посвящена проблеме обучения деловому общению студентов-юристов. Особое внимание уделено использованию игровых технологий на занятиях по культуре речи.
Читать PDF
438.64 кб

Проблемы соблюдения этических норм в деловом общении

Петрова Татьяна Александровна
В статье исследуются проблемы этики в деловом общении.
Читать PDF
676.39 кб

Коммуникативная культура и особенности делового общения

Казиева Нуржаган Нурбагандовна
В статье анализируются особенности коммуникативной культуры и особенности делового общения. Рассматриваются показатели, характеризующие речь делового человека. Содержатся правила корпоративной культуры.

Похожие термины:

  • Деловое общение: этапы

    Можно выделить 5 осн. этапов делового О.: 1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4) принятие решения; 5) выход из контакта. В делов
  • Деловое общение: стили

    Разные стили делового общения (Д. о.) и их составляющие рассматриваются как паттерны приемов, биологически (стили мужчин и женщин, холериков, сангвиников и др.) или социально обусловленные (напр., на
  • Деловое общение: тактика

    Тактика делового О. включает: определение его конкретных целей, задач, плана, места и времени; создание обстановки доверия (интонация голоса участников, дистанция между ними - где, кто и как сидит и
  • ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ ДЕЛОВОГО

    специальные тренировочные занятия, рассчитанные на приобретение человеком знаний, на формирование у него умений и навыков делового общения с людьми.
  • Деловое общение: признаки

    Деловое О. отличается тем, что оно: а) строго целенаправлено; б) регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами); в) носит функц.-ролевой характер, обусловленный необход
  • Ситуативно-деловое общение

    здесь: общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.
  • Деловое общение : компетентность

    эффективное владение процессами О. в профессионально-управленческой деятельности, основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах личности. Осн. составляющие компетентн
  • Деловое общение: речевая культура

    Речь сотрудников любой организации в деловом О. должна соответствовать требованиям гос.-правового статуса и нормам цивилизованного, служебного и делового О. Правило нормативной вежливости обязы
  • Деловое общение : речевая выразительность

    Речевая выразительность (Р. в.) в деловом О. повышается при использовании след. приемов: 1. Прием речевого богатства и культуры. Чем большим запасом слов обладает сотрудник, тем легче ему в нужный мом
  • Деловое общение : речевых выступлений эффективность

    достигается через приемы. 1) Прием психологически обоснованной композиции речи отражает необходимость строить ее продуманно, так чтобы он отвечал специфике данной профессиональной ситуации, слу
  • Деловое общение : психотехнологии речевого доказывания

    Психотехнологии речевого доказывания (П. р. д.) в деловом О. включают ряд приемов. 1. Прием риторического доказывания. Строится на законах риторики, фактически и логически обоснованных способах дока
  • Деловое общение: психотехнологии речевого опровержения

    Психотехнологии речевого опровержения (П. р.о.) включают ряд приемов: 1. Прием риторического опровержения возражений. Правила: а) «без ответа», б) недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в ст