от. лат. delinquens - правонарушитель) - отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Делинквентное поведение
отклоняющееся поведение в крайних своих формах представляет уголовно наказуемое деяние. Обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе. Затем следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими, слабыми и т. п.
Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003
Делинквентное поведение
Различные асоциальные поступки подростков, обычно не приводящие к уголовной ответственности - провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство, мелкое воровство, попрошайничество и прочее.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
нанесение урона имуществу, насильственные действия против окружающих, различные формы поведения, противоречащие потребностям других людей и нарушающие их права, а также несоблюдение законов, принятых в обществе. Д. п. – одно из самых тревожных и насущных проблем детей и подростков. Делинквентность – это не заболевание, поэтому требует применения наказания или каких-либо других мер.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ДЭЛІНКВЕНТНЫЯ ПАВОДЗІНЫ / DELINQUENT BEHAVIOR (от лат. delictum– проступок; от англ. delinquency– правонарушение, провинность)– 1) нанесение урона имуществу, насильственные действия против окружающих, различные формы поведения, противоречащие потребностям других людей и нарушающие их права, а также несоблюдение законов, принятых в обществе; 2) повторяющиеся асоциальные (антисоциальные) поступки, складывающиеся в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающие правовые нормы, но не влекущие за собой уголовной ответственности вследствие их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста наступления уголовной ответственности. В практику подростковой психиатрии Д. п. ввел А. Е. Личко, который ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности (мелкое хулиганство, буллинг и т. д.). Особенности Д. п.: 1) один из видов девиантного поведения(см. Девиантное поведение); 2) регулируется преимущественно правовыми нормами (законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами); 3) признается одной из наиболее опасных форм девиаций, т. к. угрожает общественному порядку; 4) активно осуждается и наказывается в любом обществе, поэтому регулируется специальными социальными институтами (судами, следственными органами); 5) означает наличие конфликта между личностью и обществом, между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. Условия формирования Д. п.– макросоциальные (несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни и др.) и микросоциальные (асоциальное и антисоциальное окружение, безнадзорность, внутрисемейные конфликты и др.) факторы. К индивидуальным (биологическим) детерминантам, предрасполагающим к формированию Д. п., относят: 1) генетические (выделены А. Е. Личко– особенности нейродинамических процессов); 2) половые различия; 3) возрастные (определяют своеобразие Д. п. на разных этапах онтогенеза); 4) конституциональные; 5) влияние психопатологии (остается наиболее дискуссионным). Реальный уровень распространенности Д. п. несовершеннолетних трудно определить, поскольку о многих делинквентных поступках не сообщают. Есть сведения, что из 2 млн молодых людей, ежегодно проходящих через американские суды по делам несовершеннолетних, примерно 1,5 млн совершали делинквентные поступки, а остальные были виновны в статусных правонарушениях, например в побеге из дома. Психодиагностика Д. п. может осуществляться с помощью следующих методик: патохарактерологического диагностического опросника для подростков (ПДО) А. Е. Личко– предназначен для диагностики акцентуаций характера и психопатий у подростков, позволяет оценить такие личностные особенности, как склонность к антисоциальному поведению, депрессии, злоупотребление наркотиками, суицидальные тенденции; методики определения склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел– стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения; карты наблюдений Д. Стотта и др. Е. Н. Зуева