ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (КОГНИТИВНЫХ) ПРОЦЕССОВ

Найдено 1 определение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (КОГНИТИВНЫХ) ПРОЦЕССОВ
познавательные процессы человека в русле теории Д. понимаются не только как особые виды внутренней Д. человека, но также и как виды Д., производные или зависимые от внешней практической Д. Психические процессы, согласно теории Д., имеют структуру, аналогичную структуре любой другой Д., т. е. состоят из действий и операций и включают в свой состав соответствующие умения и навыки. Восприятие, например, представляет собой вид Д., направленной на построение образа воспринимаемого предмета или явления. Этот процесс выполняется при помощи специальных перцептивных действий, цель которых – выявление ключевых элементов будущего образа и их соединение в целостный образ. Когда мы переключаем внимание с одного предмета на другой, мы совершаем определенное действие, которое происходит не только в голове человека, но также проявляется в соответствующих, практически выполняемых и внешне наблюдаемых движениях, например в движениях глаз, переходящих с одного объекта на другой. Когда мы концентрируем или, напротив, распределяем свое внимание, мы также совершаем некоторые действия, но они уже предстают как сугубо внутренние действия. Внимание человека, таким образом, представляет собой особого рода внутреннюю, ориентировочную Д., которую, как и любую другую деятельность человека, можно формировать и совершенствовать. Разновидностями внутренней Д. также являются воображение и память человека. Деятельностный аспект воображения проявляется в том, что в нем человек строит образ с помощью соответствующих внутренних действий и операций, аналогичных тем действиям и операциям, которые направлены на построение образа при восприятии. Разница заключается лишь в том, что в восприятии мы имеем дело с построением образа реально существующего предмета или явления, а в воображении – с построением образа реально не существующего или отсутствующего в данный момент времени предмета или явления. При запоминании, узнавании или воспроизведении по памяти какой-либо информации человек также выполняет соответствующие действия и операции, но они носят название мнемических действий и операций. Аналогичным образом можно показать, что и мышление, и речь человека представляют собой разновидности Д. Организуя и определенным образом преобразуя практическую Д. человека с материальными предметами, можно совершенствовать познавательные процессы как внутренние виды деятельности. П.Я. Гальперин показал, что при специальной организации практической Д. человека и поэтапном преобразовании этой Д. путем замены внешних действий с материальными предметами на внутренние действия с идеальными объектами (символами), которые далее замещают как сами предметы, так и совершаемые с ними действия, можно в конечном счете добиться того, что внешняя Д. превратится во внутреннюю Д. В данном случае речь идет о переходе действий, входящих в структуру внешней практической Д., во внутренние действия, составляющие основу мышления. Через организацию и преобразование практической Д. человека можно оказывать влияние и на развитие памяти. Если в процессе запоминания сделать что-либо целью практической Д. человека, то эта цель будет запоминаться лучше, чем то, что является средством осуществления соответствующей Д. Если, занимаясь какой-либо Д., выполнять ее не сразу и не полностью доводить до конца, то все, что связано с незавершенной Д., будет человеком запоминаться лучше, чем то, что касается полностью завершенной Д. Один из основных видов памяти человека представляет собой опосредствованную память, т. е. такую память, в которой для запоминания, сохранения и воспроизведения материала человеком используются разнообразные средства. Эти средства также можно создавать с помощью различных видов Д. и затем использовать в мнемотехнических целях. Например, людьми созданы знаковые системы, средства записи и считывания информации, в том числе технические, которые современными людьми применяются для улучшения и расширения возможностей их памяти.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007