Действительность

Найдено 1 определение
Действительность
формально - бытие всего сущего, к которому приложим предикат «действительный» (см. Предикат), или, иными словами, «действительное бытие сущего» (Философский энциклопедический словарь, 1997). В немецком языке термин «действительность» (Wirklichkeit) содержит коннотацию «действенность», в греч. и латинском языках – «истинность» (см.), а во французском и английском языках – «реальность (см.). В немецком языке «истинность» отличается от «действительности» тем, что первая связана с очевидностью, а «реальность» от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее чему-то мнимому, то употребляют также термин «реальность», если же имеют в виду противоположность возможному, то говорят о «наличном бытие», «существовании».
Из психологии известно, что существуют только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир. Этот мир представлен субъекту в наглядных образах ощущения и восприятия, ничего другого непосредственно воспринимать человеку не дано по определению. Отсюда берут начало нескончаемые дискуссии о познаваемости внешнего мира, о природе человеческого познания, о критерях истинности познания. Но действительность – это не только мир материальных объектов. Такой же действительностью, поскольку она реально существует, является внутренний мир человека, его психика. Ее нередко называют субъективным миром, но это неточный и сбивающий с толку термин, психика столь же и уж никак не менее объективна, как и то, что называется материей. Отношения между двумя упомянутыми мирами стали предметом ряда гипотез, как дуалистических, так и монистических (см. Дуализм, Монизм), но утверждать, что в понимании этого достигнута более или менее приемлемая определенность, нельзя, основные вопросы здесь не только не решены, но, повидимому, даже не сформулированы в силу неясности содержания и объема важнейших категорий (материя, душа, сознание). Отсюда проистекают разного рода мысленные тупики. В самом деле, как объяснить, к примеру, тот факт, что неодушевленная, мертвая материя породила жизнь, каким образом в органической природе возникло сознание? Вероятность того и другого с логической точки зрения столь ничтожна, что, во всяком случае, она не превышает вероятности того, что и сама материя была порождена когда-то сознанием. Когда В.И. Ленин указывал, что отражение (см.) есть универсальное свойство материи, не означает ли это того, что этот самый выдающийся философ 19-20 столетия отказывается от ортодоксального материализма и предпринимает попытку синтеза столь антагонистических позиций, которые занимают объективный идеализм Платона и столь же непримиримый материализм Демокрита? К тому же общеизвестно и кажется само собою разумеющимся, что материальный мир в силу неких изначально присущих ему внутренних качеств способен эволюционировать в сторону бесконечного повышения своей сложности. Каким образом это происходит, что побуждает те же элементарные частицы соединяться в атомы, молекулы, кристаллы и далее во все более развитые структуры? Единственным известным человеку аналогом этого процесса является созидательная активность человеческой психики, и это опять невольно направляет мысль к идее В.И.Ленина.
Природа психики является двойственной. С одной стороны, она является функцией мозга. Но это не означает, что мозг вырабатывает психику подобно тому, как костный мозг вырабатывает клетки крови. Не значит это и того, что психика тождественна рефлекторным и иным нейропсихологическим процессам (см. Психика, Психофизический). С другой стороны, психика является отражением реально существующей действительности, включая и внутренний мир самого человека. Главное здесь состоит, повидимому в том, что вне человеческого сообщества нигде в доступной естественным наукам части Вселенной никаких следов психики пока что не обнаружено (заметим, кстати, что естественные науки имеющимися у них ныне методами исследования не сумели бы обнаружить существование психики даже здесь, на Земле). Иными словами, психику в конкретном плане можно представить как социальную программу переработки информации о действительности, в которую человек погружен как некая ее часть. Но и это еще не все. Человек, поскольку он способен к творчеству, обладает уникальной, выделяющей его в ряду других живых существ способностью к самопрограммированию, к саморазвитию, он вовсе не является роботом или компьютером, механически реализующим некие социальные программы. Он не просто воспроизводит накопленный человечеством опыт, он развивает его далее, придумывает или делает что-то неизвестное ранее и в целом создает принципиально новую, как бы надприродную действительность, цивилизацию, так как обладает все еще непостижимой способностью программировать свой мозг для решения все более сложных проблем природы и общества. Психическое расстройство, таким образом – это прежде всего вызванное разными факторами (биологическими, социальными, духовными) нарушение процессов нарушения программирования человеком своего мозга или разрушения усвоенных ранее социальных программ в силу повреждения мозга. И, как показывает психопатология, тут существует 2 основных класса расстройств. Один связан с руинирование, разрушением информационных программ в направлении от наиболее сложных ко все более упрощенным и элементарным, другой – с появлением качественно иных программ, реализация которых влечет продуктивную симптоматику действительности. Неизбежным следствием и того, и другого является искажение в том или ином отношении отражения действительности, материальной, социальной и идеальной, заключенной в самом человеке. И это также действительность, которой в природе изначально не существует, причем действительность, из всех имеющихся едва ли не наиболее угрожающая самому существованию человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
234.14 кб

Трансформирующее действительность лидерство

Дайл Дэвид , Канджеми Джозеф , Ковальски Казимир
В конце 1970-х гг. возник стиль лидерства, удовлетворяющий растущие требования высокого уровня. Эти требования были определены в книгах Маслоу «Eupsychian Management» и «Motivation and Personality.
Читать PDF
323.53 кб

Становление категории «Действительность» в психологии

Рыбин Денис Николаевич
В статье рассматривается динамика содержательных характеристик категории «действительность» в соответствии с историческими этапами развития психологической науки.
Читать PDF
123.21 кб

Концепт перформанса: действие, действенность и действительность современного искусства

Кривцова Юлия Витальевна
Концепт перформанса получает обоснование в контексте современной культуры и развитие в разнообразных сферах человеческой деятельности (социальной, политической и др.).
Читать PDF
154.54 кб

Досуг и быт нового советского города 1930-х годов: проекты и действительность

Костюрина Надежда Юрьевна
Обозначенные автором ключевые положения концепции культуры нового социалистического города сталинского периода соотнесены с попыткой их реализации в строительстве Комсомольска-на-Амуре.
Читать PDF
141.21 кб

Профилактика сердечно-сосудистых осложнений после ишемического инсульта: стандарты, действительность

Фонякин Андрей Викторович, Гераскина Л. А., Шандалин В. А.
Рассмотрены основные стратегии вторичной профилактики инсульта и предупреждения сердечно-сосудистых событий в раннем постинсультном периоде.
Читать PDF
478.45 кб

Ваготомия в хирургической гастроэнтерологии: легенды и действительность

Курыгин А. А.
The work has shown high effectiveness of vagotomy in a number of diseases. In 2565 patients with perforated duodenal ulcer operation of suturing finished with lethal outcome in 9.
Читать PDF
353.78 кб

Мультикультурализм: возможности и действительность

Ерохина Ю. А.
Читать PDF
296.77 кб

Современное гражданское общество: возможность и действительность

Орлова Ирина Викторовна
Читать PDF
418.50 кб

Корпорация и корпоративная солидарность: традиции, подходы, Российская действительность

Коршунова Евгения Алексеевна
Читать PDF
453.82 кб

Профилактика кариеса зубов: очередной миф или реальная действительность?

Федоров Юрий Андреевич, Соболева Т. Ю.
В ПОСЛЕДНИЕ 15-20 ЛЕТ ЗА СЧЕТ БЫСТРОГО (ПО СУТИ СКАЧКООБРАЗНОГО) ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ РЫНКА СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА В РОССИИ, ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОЦЕНИТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ФТОРПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА.
Читать PDF
137.43 кб

Миф, символ и действительность

Авторы реферата Н.Н.Вахатов, О.В.Ролик
Читать PDF
162.80 кб

Компетенции безопасности жизнедеятельности: стандарты и действительность

Месхи Бесарион Чохоевич
Показано преемственное отображение требований к уровням сформированности компетенции в области безопасности жизнедеятельности в стандартах общеобразовательной и высшей школы.
Читать PDF
816.12 кб

«Третий возраст» в классических университетах: Международный опыт и Российская действительность

Войтович И. К.
В статье анализируется мировой опыт деятельности образовательных учреждений в отношении людей «третьего» (пенсионного) возраста на примере отдельных стран Европы и Америки.
Читать PDF
315.41 кб

ЧИТАЯ "ДНЕВНИК КОСТИ РЯБЦЕВА": ШКОЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 1920-Х ГГ. ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА

Рожков Александр Юрьевич
В статье дается научный комментарий историка к социально-историческому контексту послереволюционной эпохи и облике школы 1920-х гг., описанных в повести Н. Огнева «Дневник Кости Рябцева».
Читать PDF
254.96 кб

«Новые» масс-медиа: из виртуальной реальности в социально-политическую действительность

Каминченко Дмитрий Игоревич
Цель/предмет Рассмотрение феномена «новых» СМИ с помощью виртуалистского подхода. Метод/методология Виртуалистика.

Похожие термины: