ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ
УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
интеллектуальное действие достигшее в своем развитии такой стадии, когда оно может выполняться «в уме», т.е. во внутренней речи без непосредственных практических действий.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Умственное действие
совершаемое во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Может быть направлено на решение как познавательных, мнемических, так и эмоциональных задач. Совокупность конкретных У. д. рассматривается в качестве умственных операций. К основным их видам относятся сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ
система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, - от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе речь слышимую. Этим действия умственные отличаются от других видов действий - например, речевых, физических. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития. Действия умственные могут направляться на решение и задач познавательных - мыслительных {-> мышление), мнестических (-> память) и прочих, и задач эмоциональных (-> эмоция). В отечественной психологии действия умственные исследованы применительно проблематики психологии общей, возрастной и педагогической: механизмы конкретных явлений психических, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и рад-вития умственного, и пр. Управление процессом формирования действий умственных (-> концепция формирования поэтапного действий умственных) открывает некие перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход развития умственного ребенка. Результаты исследований по планомерному формированию действий умственных все шире применяются в обучении дошкольном, школьном, вузовском и профессиональном.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998