Деиндивидуализация

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Деиндивидуализация
состояние анонимности, возникающее у членов группы в процессе совместной деятельности.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.1. 2003

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Ситуация, в которой человек старается уйти от персональной ответственности и идентичности для того, чтобы ему было легче совершать антисоциальные действия.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

Деиндивидуализация
Deindividualizaition) . Утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Деиндивидуализация
deindividuation) Густав Ле Бон ввел понятие групп. ума (group mind). Он высказал предположение, что при нек-рых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая Д. связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом. В ист. плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в челов. истории и то чувство уникальности и свободы, к-рое сопровождает это развитие. В соответствии с Фроммом, индивидуализация сопровождается ощущением изоляции, к-рое часто мотивирует людей присоединяться к разным группам. Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка чел. на группе, к-рая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, к-рые отодвигаются на второй план и в нек-ром смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому Д. снижает запреты конкретного чел. в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает Д., к-рая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами. Зиллер высказал предположение, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а Д. - с потенциально наказующими. Чел. научается ожидать вознаграждений за хорошее выполнение определенных заданий и хочет оказываться индивидуально ответственным за такие действия. Однако всякий раз, когда он оказывается в ситуации ожидания наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе. Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать Д., помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (напр., вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д. Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Рез-том становится поведение, к-рое обычно находится под контролем внутренних сил, как положительных (любовь), так и отрицательных (агрессия). Деиндивидуализированный чел. менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам. Дайнер предпринял дальнейшую теорет. модификацию этого понятия, связав Д. с самоосознанием. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Рез-т - неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соотв. нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям тж недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования. С индивидуализацией и Д. оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения. См. также Конформная личность, Индивидуализм, Неконформная личность Дж. Т. Тедеши

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Деиндивидуализация
снижение уровня самоосознания и утрата чувства личной ответственности в толпе, которая воспринимается индивидом как однородная и не фиксирующая внимание на его персоне масса. Для деиндивидуализации характерны утрата некоторых запретов и тенденция людей вести себя нетипичным для себя или даже противонормативным способом. Это объясняется тем, что пребывание в толпе ослабляет самоосознание, рассогласовывает поведение и установки личности33. В отличие от этого феномена присутствие другого, наблюдающего за индивидом человека, и даже мысленное представление такого присутствия дисциплинирует, удерживает от непродуманных действий. Известно, что такой же эффект наблюдается, если индивид имеет возможность видеть своё отражение в зеркале. Одним из возможных последствий деиндивидуализации является возможная агрессия со стороны индивида в результате индуцирующего воздействия окружающих людей, невольного подражания им, возникающего ощущения анонимности собственных действий, а также вероятного группового их одобрения. Отмечается, что деиндивидуализация существенно облегчает агрессию по отношению к коллективному «врагу», что отчётливо видно по поведению людей на митингах, демонстрациях протеста. Она, напротив, может стать причиной того, что индивид, расчитывает на участие других присутствующих людей, может не придти на помощь жертве преступника. Исследования традиционных культур показывают, что наличие деиндивидуализирующих символов в архаических племенах (сходная одежда, прическа, раскраска лица и тела) коррелирует с высоким уровнем агрессивности. Более того, единая форма одежды как элемент, усиливающий деиндивидуализацию, безусловно, облегчает проявления агрессивности и в современных враждующих армиях34. Значительная часть экспериментальных исследований также подтверждает существование зависимости между личным самоосознанием и агрессией, вызванной деиндивидуализацией (Mann, Newton & Innes, 1982; Prentice-Dunn & Spivey, 1986; Rogers, 1980; Rogers & Ketchen, 1979; Spivey & Prentice-Dunn, 1990; Taylor, O'Neal, Langley & Butcher, 1991)
Одна из гипотез, объясняющая каким образом деиндивидуализация влияет на агрессию, получила название «теория дифференциального самосознания» (Пентис-Данн, Роджерс). Согласно этой теории существуют два класса переменных, ослабляющих процесс самоосознания. Это отсутствие посылов, вызывающие чувство ответственности и модификаторы внимания. Посылами ответственности называются те аспекты ситуации, которые дают возможность индивиду стать более или менее узнаваемым. Узнаваемость связана с общественным соосознанием, стремлением индивида действовать в социальных рамках и произвести впечатление на окружающих. Анонимность, напротив, усиливает вероятность асоциального поведения, поскольку аннулирует ответственность индивида за собственные действия. Модификаторы внимания ослабляют, либо усиливают личное самоосознание. К примеру, значительное возбуждение или состояние измененного сознания могут снизить саморефлексию и самоанализ, становясь причиной деиндивидуализации.
Таким образом, деиндивидуализация является важным условием, облегчающих реализацию агрессии. Она возникает в ситуациях, которые гарантируют обезличенность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Для этих ситуаций характерна относительная массовость, наличие деиндивидуализирующих символов, отождествление групповых мотивов поведения с собственными, готовность действовать по предложенному групповому шаблону поведения без должной критики и оценки своих действий. При этом немаловажную роль играют подверженность индивида коллективным установкам, его конформность и локус контроля. Вместе с тем, коллективное насилие объясняется не только в рамках гипотезы деиндивидуализации. Ей противостоит «теория возникающих норм», усматривающая иные механизмы группового агрессивного поведения.
См. также теория возникающих норм.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
436.08 кб

Деиндивидуализация системы здравоохранения как фактор социального риска в российском обществе

Азаматов Д. М., Храмова К. В.
В статье рассматриваются философские аспекты проблем современной системы российского здравоохранения. Особое значение придается процессу деиндивидуализации медицины, способствующей нарастанию социальных рисков.
Читать PDF
95.10 кб

Деиндивидуализация харизматичного лидера

Достовалов С.Г.
В статье рассматривается вероятность деиндивидуализации харизматичного лидера происходящая двумя путями: 1) путем перерождения харизматичного лидера из индивидуальности, своими действиями способствующей развитию общества, преодоле
Читать PDF
333.34 кб

«Cолидарность со всеми убийцами дрессировщиков!»: десубъективация и деиндивидуализация политического

Жайворонок Даниил

Похожие термины: