ДЕФЕКТОВ РАЗВИТИЯ ВИДЫ дефектопсихология

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Найдено 7 определений термина ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

наука об особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерностях их воспитания и обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, а также вопросы их обучения и воспитания (=> психология специальная).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Дефектология

дефект + греч. logos – слово, понятие, учение) – дисциплина, изучающая особенности развития детей с физическими и/или психическими отклонениями, а также разрабатывающая и внедряющая в практику методы их обучения и воспитания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

дефект + греч. logos - наука, учение). Педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует данные психоневрологичеких и психологических исследований.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

от лат. defectus - недостаток + -логос] - комплексная научная дисциплина об особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками и закономерностях их воспитания, обучения и образования. В состав Д. входят специальная психология как отрасль психологической науки и специальная (коррекционная) педагогика как отрасль педагогической науки

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

(от лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К Д. относятся специальная психология, изучающая психология, проблемы аномального детства, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технич. средства коррекции и компенсации сенсорного дефекта. Как целостная наука Д. сложилась в результате развития и сближения ее отдельных отраслей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Теоретические основы отечественной Д. были заложены Л.С. Выготским, который определил общие закономерности развития аномальных детей разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений (прежде всего – ориентация не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребенка). На основе комплексного подхода к изучению аномальных детей разработано научное обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития, создана дифференцированная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

Дефектология

лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л. С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. ХХ в. сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций. В процессе становления Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах становления Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста. В ходе исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Результаты Д. исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения. Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы. Миссия Д. на современном этапе — научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества. Приоритетными задачами современной Д. науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования, переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Решая эти сложнейшие задачи, Д. продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка. Противоречие между этимологией термина Д. и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 г. Российской Федерацией Конвенций ООН "О правах инвалидов" и "О правах умственно отсталых", когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин Д., который так же, как термины аномальные дети, аномальное развитие, начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина Д., социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин Д. продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий, как касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, так и дискуссий в области методологических основ самой науки, ее места в системе современных наук.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено схем по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕФЕКТОЛОГИЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: