ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
см. Женевская школа генетической психологии, Центрация.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Децентрация
умение учителя ставить себя на место ученика, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины (Бодалев А.А.)

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

децентрация

(от лат. de – удаление, centrum – средоточие, центр) – механизм преололения эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субьекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
(от лат. de – приставка, означающая удаление, отмену + centrum – средоточие) – освобождение от эгоцентризма и его следствий, трансформация исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Осознание того, что было воспринято субъективно, нахождение своего места в системе возможных точек зрения, установление между вещами, личностями и собственным «Я» системы общих и взаимных отношений. Д. – одно из ключевых понятий в концепции Ж.Пиаже, к–рое используется им для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Децентрация
Термин обозначает возрастающую способность ребенка рассматривать события из перспективы других людей, а не только из собственной перспективы (см. Эгоцентризм). Так, пятилетний мальчик, имеющий сестру, может ответить, что у него есть сестра, но когда его спросят, есть ли у сестры брат, он ответит отрицательно. Ребенок более старшего возраста, способный поставить себя на место сестры, ответит утвердительно. Термин имеет альтернативное применение в теории Пиаже, где он обозначает способность ребенка отходить от сосредоточенности на перцептуальных свойствах стимула в тестах принципа сохранения. Ребенок, способный к децентрации, редко заблуждается насчет одинакового объема воды, налитой в два сосуда различной формы, и основывает свой ответ на более или менее логичных доводах.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
– один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека.
Д. – одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в которой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения других людей.
Способность к Д. значительно снижена при некоторых расстройствах эмоциональноволевой сферы и интеллекта (при РДА Д. практически отсутствует), что диктует необходимость соответствующих коррекционновоспитательных мероприятий.
Недостаточное развитие способности к Д. может играть провоцирующую роль в возникновении некоторых психических заболеваний.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Децентрация
преодоление эгоцентризма, развитие понимания существования интересов других людей, отличных от своих интересов, и необходимости координации своих и чужих интересов, способность рассматривать ситуацию с другой точки зрения, со стороны.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла потанцевать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит – и я молчу.
(Е. Благинина, Посидим в тишине)
Ср.:
Привыкнув считать себя центром мироздания, она вдруг принуждена была признать некую силу, увлекавшую ее за пределы ее орбиты; она попробовала возмутиться, но не в силах была изгнать из своего сердца пленительный образ юноши (О. Бальзак, Загородный бал).
Ср. эгоцентризм, эмпатия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
Термин, используемый в основном в теории когнитивного развития Пиаже и имеющий две различные, но связанные модели употребления. 1. Переход ребенка из ранней стадии, когда вещи рассматриваются как "центрированные" на теле и действиях ребенка (см. эгоцентризм), к более высокой стадии, когда окружающая среда воспринимается в децент-Рированной форме и тело и действия ребенка понимаются в их объективных связях с другими объектами и событиями. Принято выделять несколько периодов децентрации: по отношению к действиям, к представлениям и к познанию. 2. Перцептивная или познавательная способность выходить за рамки тре-оований, выдвигаемых физическим стимулом. Например, сохранение объема появляется, когда ребенок способен разрушить "центрацию" на высоте уровня жидкости в сосуде и принимать во внимание другие аспекты ситуации ширина сосуда, тот факт, что никто не добавлял или не убавлял жидкость, которые обеспечивают компенсацию и уравновешивание искажений, вызы-аемых более примитивным "центрированным" процессом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
от лат. de – удаление, отмена + centrum – средоточие) – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с др. людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли др. человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости, она также варьируется в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Д. – способность поставить себя на место др. и понять его мотивы, психическое состояние, цели поведения или деятельности, опасения и др. Чем выше способность к Д., тем реже и более мотивированно он идет на конфликты. Лучше всего способность к Д. формируется в детском возрасте: в семье, детском саду, школе.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации - одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (-> интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может существенно изменяться с возрастом, возрастая от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости. Она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: в профессиональном взаимодействии она обычно реализуется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Существенное снижение способности к децентрации может служить признаком развивающейся невротизации, тогда как исходно недостаточное ее развитие - важный фактор в генезисе некоих заболеваний психических, в частности шизофрении.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДЕЦЕНТРАЦИЯ
1. В теории Ж. Пиаже переход ребенка от ранней стадии интеллектуального развития, на которой вещи кажутся ему «центрированными» на его собственном теле и связанными с его действиями, к более зрелой стадии развития, на которой происходящее вокруг воспринимается ребенком в «децентрированной» манере, а его тело и действия в восприятии самого ребенка выступают как взаимодействующие с другими объектами и событиями, находящимися вне его. Отдельные периоды так понимаемой Д. характеризуют практические действия, воображение и познание. 2. Перцептивная или когнитивная способность человека выходить за пределы, преодолевать ограничения актуально воспринимаемого им физического стимула. Например, осознание ребенком факта сохранения объема происходит, когда он становится способным отвлечься от непосредственного восприятия уровня жидкости в сосуде (говоря словами Пиаже – «децентрироваться» от него) и принять во внимание другие аспекты ситуации (ширину сосуда, факт, что в соответствующем опыте никто не изменял количество жидкости в сосуде), которые обеспечивают компенсацию или восстановление равновесия нарушенных видимых параметров расположения жидкости в сосуде. 3. В общем случае и вне системы взглядов Ж. Пиаже Д. может означать фокусирование внимания человека одновременно на нескольких признаках воспринимаемого или представляемого в его воображении объекта (ситуации), а также акт установления связей между ними. См. эгоцентризм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Децентрация
лат. de + centrum - острие (циркуля), средоточие) – 1. термин Ж.Пиаже, имеет две модели употребления: 1) переход к стадии развития, когда ребенок начинает рассматривать окружающие объекты находящимися в реальных отношениях между с собою, а не как ранее, то есть существующие только для него, ребенка; при этом различаются несколько последовательных периодов децентрации: а) по отношению к действиям, б) к представлениям и в) к познанию; 2) перцептивная или познавательная способность выходить за рамки требований, выдвигаемых физическим стимулом. Например, ребенок понимает, что объем воды один и тот же, хотя в узком стакане ее уровень выше, чем широком; 3. в социальной психологии под децентрацией понимают способность индивида воспринимать действительность объективно, то есть безотносительно к тому, к какой культурной, этнической или социальной группе он принадлежит. Для любого человека децентрация – это сложный и трудный интеллектуальный процесс, не всегда завершающийся окончательно и полностью. Именно поэтому (хотя бы отчасти) существуют такие явления как национализм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и т.п.; 4. то же самое можно сказать и о децентрации в науке, особенно социологии. В истории культуры децентрация означает осознание того факта, что окружающий мир не имеет центра, вокруг которого или для которого он существует. Например, человечеству потребовались тысячелетия, прежде чем Н.Коперник (1473-1543) совершил переворот в естествознании, отказавшись от учения о центральном положении Земли во Вселенной. Католическая церковь отменила запрет на публикации его сочинения «Об обращении небесных сфер» (1543) лишь спустя почти столетие.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Децентрация
в психологии развития) [лат. de — от + centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. Особое значение Д. придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового возраста Д. осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6 — 2 г) происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же объектом; 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и кооперативным действиям; 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из абстрактного реформатора превращается в деятеля. Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен цикл исследований Д. в русле экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком; б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую «расшатывает» абсолютность позиции ребенка и создает условия для координации различных позиций; в) выявили условия формирования условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы центраций. При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста условно-динамической позиции — аналога ролевого поведения — приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций. К. Н. Поливанова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Децентрация
от лат. de- - приставка, означающая удаление, отмену, и centrum - центр круга, средоточие) - один из фундаментальных механизмов психики, к-рый позволяет человеку иначе посмотреть на ситуацию или систему определенных отношений. В генетической эпистемологии Ж. Пиаже термин Д. определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет позиций других людей и, следовательно, возможных т. зр. или познавательных перспектив. Д. представляет собой главный механизм преодоления эгоцентризма. Его осн. функция заключается в координации когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур взаимодействующих и общающихся людей. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризированное О. человека с другими людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых т. зр., позиций, намерений и т. п., побуждающее к преобразованию смыслов образов, представлений, понятий и суждений в собственной познавательной деятельности. Д. связана с развитием воображения, поскольку умение оперировать образами представлений позволяет провести их перегруппировку и изменить перспективу восприятия системы тех или иных отношений. На основе Д. развивается важная для межличностного понимания способность человека представить себя на месте другого. Благодаря механизму Д. становятся возможными социально-психол. рефлексия, опр. формы эмпатии и преодоление ошибок каузальной атрибуции в процессе восприятия и понимания человека человеком. Способность субъекта к Д. развивается по мере приобретения опыта социального взаимодействия и развития мышления. Ж. Пиаже связывал развитие Д. с развитием мыслительных операций обратимости. Показателями Д. личности в процессе социальной перцепции являются величина и адекватность понимания представлений, намерений, позиций, мнений, оценок, отношений, переживаний и т. п., имеющихся у тех, чья позиция субъекта интересует. В онтогенезе уровень развития Д. повышается от детского возраста к зрелости и может снижаться по мере приближения старости. У подростков, в зависимости от значимости для них ситуации взаимодействия и собственного состояния, наблюдается то сильно выраженный эгоцентризм, то хорошая способность к Д. и вместе с ней к учету мнений и т. зр. др. людей. Способность к Д. необходима людям, чья работа связана с О. с др. людьми, а ее результаты бывают успешнее в условиях профессионального взаимодействия и О. нежели в семейно-бытовой сфере. В работах В. А. Недоспасовой, (1972) показано, что первоначальным этапом развития Д. у детей, позволяющим преодолеть эгоцентризм мышления, может являться механизм последовательных центраций, к-рый развивается в условиях специального обучения. У взрослых механизм Д. и способность представить себя на месте другого может побуждаться или блокироваться разными обстоятельствами О. и отношений. В условиях конфликта у большинства людей вместо активизации Д. усиливается эгоцентризм вместе с нежеланием понимать и принимать в расчет специфику отношений и мнения противоположной стороны. Д. зависит от типа взаимодействия. В кооперативном взаимодействии она проявляется слабее, чем в конкурентном взаимодействии. Существенное снижение способности к Д. может служить признаком развивающейся невротизации личности, а ее исходное недостаточное развитие важный фактор в генезисе нек-рых психич. заболеваний, что было показано Г. Шредером на примере О. больных шизофренией. В юношеском возрасте механизм Д. развивается благодаря тренингам, направленным на развитие социально-психол. компетентности и тренингам личностного роста. Лит.: Недоспасова В. А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение IV. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 1; Пашукова Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. М., 1985; Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Schrцder H. Strukturanalyse interpersonдller Fдhigkeiten // Vorwerg M., Schrцder H. Persцnlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band I. Leipzig, 1980. Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Децентрация у дошкольников: эмпирический анализ феномена, или что на самом деле диагностируют методи

Погожина Ирина Николаевна
Показатели уровней развития умения децентрироваться, полученные у дошкольников с помощью методик Хьюза и Пиаже, сопоставлены как между собой, так и с уровнями развития логических операций (классификации, сериации) и пониманием при
Читать PDF

Эмпатия и децентрация как универсальные учебные действия в контексте формирования психологической гр

Прихожан Анна Михайловна
Рассматривается развитие эмпатии и децентрации на протяжении младшего школьного возраста и их объективного значения для решения одной из важнейших возрастных задач развития обеспечения полноценного общения со сверстниками.
Читать PDF

Децентрация времени в жизни человека зрелого возраста

Ермаков Сергей Анатольевич, Кашина Ольга Павловна
В статье с философских позиций рассматривается вопрос о децентрации времени в ее соотнесенности с жизнью человека зрелого возраста.
Читать PDF

Особенности когнитивной и личностной децентрации младших школьников с задержкой психического развити

Глоба Н. В.
Исследование посвящено изучению познавательной и личностной децентрации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и проводится в русле изучения особенностей эмпатии у таких детей.
Читать PDF

Роль эгоцентризма в формировании центрации и децентрации личности врача

Меньщикова Анна Львовна
Эгоцентризм как личностная черта определяется социально-психологическими условиями формирования личности и выполняет стабилизирующие функции в структуре эго-системы.
Читать PDF

К проблеме взаимосвязи временной децентрации с самооценкой личности на этапах переживания психологич

Ясько Бэла А., Тхагалижокова Любовь В.
В статье, на примере профессионально-личностного становления врача, проходит эмпирическую проверку гипотеза о возможности рассматривать временную децентрацию личности в качестве маркера «нормативного» или «сверхнормативного» кризи
Читать PDF

Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте

Андреева А.Д.
В статье представлены результаты экспериментального изучения развития способности к децентрации в дошкольном возрасте.
Читать PDF

Результаты коррекции децентрации зоны абляции роговицы по технологии «Топографически ориентированная

Семенов А. Д., Кишкин Ю. И., Майчук Н. В., Бранчевская Е. С., Макаров А. В.
Целью настоящей работы явилась оценка результатов операции «Топографически ориентированная ФРК» для лечения децентрированных зон абляции, сопровождающихся снижением остроты и качества зрения.
Читать PDF

Варианты строения вертлужной впадины и виды диспластической децентрации головки бедренной коcти во ф

Зеленецкий И.Б., Корольков А.И., Мителева З.М., Онищенко А.В., Снисаренко П.И.
Целью работы было изучить и сравнить на основе лучевых методов исследования особенности ориентации проксимального отдела бедренной кости и вертлужной впадины во фронтальной плоскости в норме и при дисплазии тазобедренного сустава.
Читать PDF

Способность к децентрации как компонент духовно-нравственной культуры школьников

Веденеева Г.И.
Анализируются результаты исследования динамики перехода от эгоцентризма к децентрации у школьников различных возрастных категорий.

Похожие термины:

  • Эмоциональная децентрация

    способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.
  • Способность к децентрации

    Dezentrierungskompetenz). Понятие, введенное Пиаже и обозначающее способность наблюдать за самим собой и своими отношениями с определенной дистанции, словно бы в своего рода перспективе, направленной на сце