ДЕБИЛЬНОСТЬ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕБИЛЬНОСТЬ
легкая степень отсталости умственной. Встречается примерно у 2% населения, характерна затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей адаптацией социальной.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДЕБИЛЬНОСТЬ
легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

дебильность

(от лат. debilis – слабый) – задержка психического развития (слабость абстрактного мышления, неспособность подавлячть свои влечения), относительно легкая степень олигофрении.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Дебильность
(от лат. debilis — «слабый, неспособный») — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточностью эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

дебильность

(от лат. debilis – слабый) – легкая степень отсталости; задержка психического развития: слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения. (Имбецилы – средняя степень отсталости; идиоты – глубокая степень отсталости).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Дебильность
Начальная степень психического и интеллектуального недоразвития (IQ = 50–70). Дебил способен к обучению по специальной программе навыкам чтения, письма, счета, однако в силу преобладания конкретных ассоциаций испытывает затруднения в абстрактном мышлении. Гипертрофировано личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Имеет повышенную внушаемость и подражательность, что способствует асоциальному поведению. Способен к социальной адаптации и профессиональному обучению.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Дебильность
Debilitas debilitas - увечье, слабость ума. Лат. - наиболее легкая степень олигофрении, позволяющая больному учиться во вспомогательной школе, в дальнейшем выполнять несложные трудовые процессы, обслуживать самого себя. В целях более тщательного изучения, трудоустройства и проч., д. подразделяется на три степени (по тяжести интеллектуально-мнестической неполноценности), из которых наиболее легкая степень иногда представляет значительные трудности для распознавания, так как граничит с нижним уровнем нормы.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ДЕБИЛЬНОСТЬ
от лат. debilis - слабый, неспособный] - легкая степень умственной отсталости при олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучений, сниженной социальной адаптацией, незначительными отклонениями в физическом развитии. Моторика детей-дебилов нарушена в меньшей мере, чем у имбецилов и идиотов, что позволяет им вполне успешно овладевать навыками самообслуживания, определенными учебными навыками и трудовыми операциями

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Дебильность
от лат. debilis - увечный, слабый) - легкое психическое недоразвитие (IQ = 50?70). Является наиболее распространенной формой умственной отсталости. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

Источник: Словарь по психогенетике

ДЕБИЛЬНОСТЬ
лат. debilis - слабый, неспособный). Легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью, конкретностью суждений, невысоким уровнем отвлечения и обобщения, недостаточной дифференцированностью, примитивностью эмоций, затруднениями обучения и сниженной социальной адаптацией. Для решения экспертных вопросов различают три степени Д.: легкую, умеренно выраженную и глубокую (на грани с имбецильностью). Наибольшие трудности возникают при диагностике легкой Д., при отграничении ее от педагогической и социальной запущенности и нижним уровнем так называемой интеллектуальной нормы (конституционально-глупые, по П.Б. Ганнушкину, физиологическая глупость). В ряде случаев наблюдается сочетание Д. с приобретенным слабоумием - например, при присоединении к ней эпилепсии, энцефалита, черепно-мозговой травмы.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Дебильность
Относительно легкая, многовариантная стадия олигофрении (см.). Характеризуется конкретно-образным мышлением, неспособностью к выработке сложных понятий, обобщений, к абстрагированию. Поведение чаще подражательное. При попытке к обучению пациент с олигофренией в стадии дебильности усваивает фактический материал с большим трудом, главным образом за счет механической памяти. Может ориентироваться в бытовых ситуациях, выполнять простые задания, в какой-то степени практичен. Легко внушаем. Возможна расторможенность влечений. Больные могут быть добродушными, ласковыми, но иногда им свойственны упрямство, злобность, агрессивность. Нуждаются в правильной организации обучения, в освоении определенных бытовых и трудовых навыков. Могут овладеть некоторыми простыми специальностями, адаптироваться к жизни в обществе.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Дебильность
(Debilitas mentis) (от лат. debilis и mens, mentis - ум, разум). Самая легкая степень олигофрении (см.) Букв. слабость ума. Дебильные дети позже начинают ходить и говорить, речь их относительно хорошо развита, вторая сигнальная система, как правило, развита достаточно, но мышление не достигает до логических абстракций и понятий, оно преимущественно образное, конкретное. Посредством систематических образовательных усилий все-таки может быть накоплен некоторый объем знаний. При всем том дебильные дети не в состоянии сравняться с детьми с нормальным интеллектуальным развитием. Они могут при непрерывной помощи учителей и родителей учиться в нормальной школе, но лучше чувствуют себя в специальных школах, которые обычно оканчивают успешно. Нередко не лишены определенных умений в овладении конкретными профессиями. Обычно трудятся под чужим руководством, но некоторые могут работать и самостоятельно. С трудом подавляют свои влечения, в особенности половое. На фоне общего недоразвития может наблюдаться односторонняя одаренность, напр. феноменальная, но механическая память, пение, рисование. Они легко внушаемы, часто попадают под чужое влияние и иногда становятся орудиями в руках преступников и людей с дурными помыслами. Дебилы могут быть эретическими, т. е. возбудимыми, невоздержанными и агрессивными, и торпидными - вялыми, добродушными и ласковыми. См. Идиотия; Имбецильность; Олигофрения.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ДЕБИЛЬНОСТЬ
– наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоциональноволевой сферы детейдебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно сложно. Например, овладевая письменной и устной речью, понятием числа и навыками счета, они испытывают большие затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т. п. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитикосинтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетикофонематического анализа. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинноследственные зависимости приводит к серьезным затруднениям даже в понимании и решении относительно простых математических задач.
Детидебилы нуждаются в специальном обучении. За 9 лет они осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детейдебилов, а также особенности эмоциональноволевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессиональнотрудовой деятельности.
В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную оценку степени умственной отсталости. Выделяются легкая Д., средняя Д., выраженная Д. Такого рода оценка может иметь большое практическое значение, позволяя более точно и эффективно организовать учебновоспитательный процесс. Однако критерии такого подразделения до настоящего времени четко не сформулированы.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Дебильность
самая легкая степень психического недоразвития. Нарушения познавательной деятельности у олигофренов в степени дебильности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления или при более легкой степени дебильности – в ограниченности абстрактного мышления. У этих больных преобладает конкретноописательный тип мышления, им трудно охватить ситуацию целиком, чаще всего они улавливают лишь внешнюю сторону событий. В зависимости от степени дебильности (легкой, средней или тяжелой) эта неспособность к выработке понятий выражена в разной степени, тем не менее, у дебилов всегда можно отметить нарушения абстрактного мышления. Дебилы могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Особенно трудным предметом является для них математика.
Не обладая пытливостью ума, не имея собственных суждений, эти лица обычно легко перенимают чужие взгляды, подчас с необыкновенной косностью придерживаясь их. Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно, при этом любят иногда поучать окружающих.
Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениям, страдающие дебильностью (особенно при легкой степени) в то же время могут ловко ориентироваться в обычной ситуации.
При выраженной задержке общего психического развития среди дебильных больных иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Эта частичная одаренность может выражаться в великолепной механической памяти без осмысления повторяемого, в абсолютном слухе, в способности умножить в уме крупные цифры, в рисовании, в умении определять по любой задаваемой дате день недели при невозможности объяснить ход этих вычислений.
Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Это представляет особую опасность в том случае, когда дебилы, не осмысливая обстановки, становятся орудием в руках разного рода злоумышленников, непосредственными исполнителями преступлений. Такие лица, исполняя чужую волю, могут напасть с ножом, сломать запор, совершить поджог, совершенно не отдавая себе отчета в последствиях своих действий.
Среди дебильных больных довольно часто встречаются личности с усилением примитивных влечений, в частности, сексуальных, с распущенным поведением.
По характеру дебилы так же, как и имбецилы, могут быть или добродушноласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо, напротив, злобноупрямыми, агрессивными и мстительными, а по поведению – двигательновозбудимыми или малоподвижными.
Чрезвычайно важным для олигофренов в степени дебильности является правильная организация труда и быта. При разумном руководстве страдающие дебильностью вполне могут овладеть (и иногда очень хорошо) несложной специальностью. Могут жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке.
Независимо от степени выраженности психического недоразвития олигофрении подразделяются еще на такие формы, как астеническая, атоническая, дисфорическая и стеническая.
Основными особенностями страдающих олигофренией в астенической форме являются истощаемость, утомляемость, эмоциональная неустойчивость. Для умственно отсталых с атонической формой психического недоразвития характерна неспособность к мотивированному и целесообразному поведению.
Для больных олигофренией в дисфорической форме (довольно редкой) характерны выраженные расстройства настроения со склонностью к агрессии и разрушительным действиям. Олигофрены с наиболее часто встречающейся стенической формой психического недоразвития характеризуются либо уравновешенностью, активностью, добродушием и общительностью («уравновешенный вариант»), либо эмоциональной неустойчивостью, вспыльчивостью и неупорядоченным поведением («неуравновешенный вариант»).

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Дебильность
лат. debilis - слабый, неспособный) - легкая умственная отсталость, ограничение предела интеллектуального функционирования способностью адаптироваться лишь к относительно несложным требованиям повседневной жизни. Распространенность дебильности в населении РФ не установлена, данные официальной статистики рассматриваются как весьма приблизительные. Основной причиной развития дебильности рядом исследователей считаются генетические факторы. Пациенты медленно и с трудом овладевают такими возможностями, как самообслуживание, овладение простыми профессиональными навыками и не требующая серьезных знаний работа в привычных условиях, обедненная речь для представления конкретных объектов и ситуаций, общения в быту. Встречается у 75% умственно отсталых лиц. Большие трудности у пациентов возникают при овладении чтением, письмом, счетом и другими знаниями и навыками, которые требуют достаточного развития отвлеченного мышления, в первую очередь способности к обобщению и абстрагированию, а также выполнению других умственных операций. В связи с этим основная масса пациентов выявляется в начале школьного обучения или во время подготовке к нему. IQ пациентов, по данным психометрии, вариирует в диапазоне 40-69% и он сохраняется в последующем неизменным, возможно лишь его снижение в результате интеркуррентных заболеваний ЦНС. Типично недоразвитие речи в виде обедненного лексикона и аграмматизмов. Пациенты лишены воображения, творческого потенциала, изобретательности, находчивости, тонко дифференцированных эмоций и высших чувств, и поэтому обученные с немалым трудом чему-либо, эти свои навыки они в последующем реализуют в стереотипной манере. Значительная часть пациентов (до 70%, по данным Д.Е.Мелехова), при адекватном обучении и воспитании, удовлетворительно адаптируется к самостоятельной трудовой жизни, создает собственные семьи и нередко много детей, большей частью, предположительно, дебильных, как и их родители. В личностном плане дебильность характеризуется клинически значимой задержкой развития волевых, нравственных и эстетических качеств, познавательной потребности, самосознания и самовосприятия, неспособностью пациентов создавать хотя бы некое подобие мировоззрения, если оно формируется вообще, отчего пациенты реагируют обычно лишь на сиюминутные обстоятельства и подчиняются влиянию других людей, в том числе преступников и бизнесменов, использующим рабский труд. Дипазон их интересов и увлечений ограничивается «смехотроном», «попсой» и бесконечными телесериалами, среди дебилов не встречаются читатели серьезной литературы, шахматисты, конструкторы, изобретатели, авторы каких-то новых идей и вообще все те, кто способен изменять себя и/или свою среду обитания в социально-позитивном направлении. Нередко встречаются пациенты с дебильностью и нарушениями поведения, некоторая их часть легко вовлекается в преступные группировки, где дебилы занимаются исполнением чьих-то криминальных проектов, не осознавая того сами. При постановке диагноза необходимо, хотя делать нередко и очень трудно, исключать пограничную умственную отсталость - задержку интеллектуального развития, обусловленную внешними по отношению к имеющемуся умственному потенциалу причинами (рецепторопатии, интеллектуальная депривация, отсутствие заботы о детях, жестокое обращение с ними и др.). Некоторые, излишне уверенные в своих диагностических способностях или чрезиерно оптимистически обнадеженные достижениями современной психиатрии детские врачи-психиатры, не сомневаясь в своей правоте, констатируют факт легкой умственной отсталости всего после 5-6 минутного общения с пациентом или, напротив, столь же категорческим образом и с порога отвергают предположение о дебильности даже при наличии достаточных для диагноза объективных оснований, о чем часто сообщают учителя начальных и даже средних классов школы. Синонимы: Малоумие, Легкая умственная субнормальность, Легкая олигофрения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Похожие термины:

  • ДЕБИЛЬНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ

    заболевание детского возраста, характеризующееся несостоятельностью, несовершенством движений, не соответствующих требованиям повседневной жизни. Дети, страдающие Д. д., неловки, для них затруд
  • ДЕБИЛЬНОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)

    слабость функционирования или утрата какой-либо способности. Термин Д. обычно используется в отношении расстройств двигательных и органических функций, иногда – когнитивных процессов. Д. в узком
  • Соматогенно обусловленная дебильность

    Наблюдается у лиц, перенесших в детстве длительные телесные заболевания и лечившихся долго в больничных заведениях, что поставило их в неестественные условия жизни и невозможность осуществлять