Дарвинизм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дарвинизм
Объяснение развития живых организмов в терминах эволюции и генетически приобретаемых признаков, основанное на работах Чарльза Дарвина. Центральной предпосылкой дарвинизма является принцип естественного отбора. Дарвин считал, что разнообразие видов живых организмов является свидетельством борьбы за существование. Признаки, способствующие выживанию организмов, передаются по наследству. Этот процесс означает, что со временем организмы лучше приспосабливаются к своим экологическим нишам и, в конечном счете, появляются новые виды. Дарвинизм особо подчеркивает роль постепенных перемен в образовании видов, а не внезапных изменений, подразумеваемых альтернативными объяснениями эволюции. Эту теорию эволюционных перемен часто путают со взглядами Ламарка, согласно которым животные адаптируются в течение своей жизни, а затем передают потомству приобретенные признаки. Жираф, вытягивающий шею, чтобы дотянуться до верхних листьев кроны дерева, является типичным примером ныне дискредитированных взглядов Ламарка.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ДАРВИНИЗМ
учение английского ученого-биолога Ч. Дарвина, фундаментальная идея которого заключается в действии принципа естественного отбора на эволюцию живых организмов. С помощью естественного отбора случайные вариации в формах, устройстве и функционировании отдельных особей, представляющих тот или иной биологический вид, получают различную ценность для выживания соответствующего вида и его дальнейшего развития. Так называемые адаптивные, т. е. полезные для выживания вариации, помогают животным в борьбе за существование и передаются из поколения в поколение. Тем самым они способствуют совершенствованию и лучшему приспособлению к условиям жизни соответствующего биологического вида. Постепенно этот процесс ведет к изменению живых существ, появлению их новых видов. Д., однако, представляет собой точку зрения на развитие, которая изображает его как крайне медленно протекающий процесс, в то время как некоторые из видов животных могут изменять свои признаки довольно быстро, например, в результате генетических мутаций. См. Дарвин Чарльз, развитие революционное, развитие эволюционное, эволюционная теория, эволюция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДАРВИНИЗМ
Теория эволюции, разработанная Чарльзом Дарвиным (1809-1882). Фундаментальный принцип Дарвинизма – принцип естественного отбора, согласно которому вариации формы, отмечаемые у представителей одного вида, имеют различное значение для выживаемости. Те вариации, которые являются "адаптивными" к борьбе за выживание, наиболее вероятно, дадут возможность их обладателям выжить, и если они будут иметь достаточно высокий уровень дарвиновской приспособляемости, передадутся потомкам. Этот процесс постепенно вызывает появление новых форм, ведущих, в конечном счете, через селективную адаптацию к появлению новых видов. Обратите внимание, что этот термин означает представление о постепенности процесса; другие теории подчеркивают скачкообразный характер процесса, при котором, как считается, новые виды появляются за относительно короткий интервал времени (геологическое время). Такие теории, как правило, не называются дарвиновскими, как и другие теоретические модели, такие как гипотеза Ламарка, о наследовании приобретенных характеристик (хотя следует заметить, что Дарвин допускал возможность ламаркианского процесса). Принятая в настоящее время модель, основывающаяся на идеях Дарвина, часто называется неодарвинизмом. См. эволюция, теория эволюции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Дарвинизм
теория эволюции живой природы Ч.Дарвина (1809-1882). Основное ее положение – естественный, осуществляющийся посредством природных условий отбор особей, благодаря которому вновь возникшие свойства особей какого-то вида получают разное значение для выживаемости их организмов. Более адаптивные вариации, согласно теории Ч.Дарвина, имеют предпочтительные шансы для передачи их потомству, чем менее адаптивные, и именно этои процесс влечет постепенное образование новых видов. Изменчивость, наследственность и отбор – ключевые термины учения Ч.Дарвина. Не исключением из этой теории является и эволюция человека, за что Ч. Дарвина особенно яростно вот уже более ста лет критикуют креационисты, другие оппоненты этого учения, считающие эволюционную теорию сомнительной, бездоказательной, противоречащей логике и множеству известных фактов, даже не оспаривая при этом саму возможность существования эволюции живой природы. Например, указывают противники теории Дарвина, изменчивость существует только внутри вида; никогда, как бы не изменялся организм собаки, она не перестанет быть собакой, не превратится в кошку. Крысе, как иногда говорят, не суждено никогда стать лошадью, на которой будет восседать прекрасная английская леди.
В палеонтологическом каталоге значится, как известно, около 100 млн биогогических видов, но среди них не обнаружено ни одного переходного от одного к другому вида. Не обнаружено и форм, переходных от обезьяны к человеку. Единственная сенсационная находка такого рода, пилтдаунский череп, как выяснилось спустя полвека после его сенсационного открытия, оказался артефактом, искусной подделкой черепа гориллы под человеческий. Многие известные ныне биологические виды существуют миллионы лет, иные до 500 млн лет, но все они сохраняют неизменными основные качества своего первоначального вида. Вероятность случайного появления полезной вариации биологической формы является ничтожно малой и практически не имеющей серьезного значения, - она не превышает 1 на 1000 случаев, так как подавляющее большинство мутаций, как свидетельствуют данные генетики, оказываются в лучшем случае бесполезными, а много чаще вредными или губительными для организма и ближайших его поколений. При этом выживающие мутантные организмы по мере смены поколений вновь возвращаются к своему исходному состоянию, то есть поврежденные генетические структуры со временем восстанавливаются в прежнем и испытанном своем качестве. Естественный отбор, вызванный разного рода естественными, стихийными или антропогенными изменениями условий среды обитания, вызывает столь же сиюминутными выборы, которые отнюдь не способствуют долгосрочной направленности, некоей стратегии эволюции видов, какая, возможно, на самом деле существует. Скорее, напротив, случайные результаты слепого отсеивания или сохранения мутантных особей делают более вероятными негативные последствия отбора не только для ближайших поколений, но и на длительную перспективу. Вирусы и бактерии убивают дебилов и гениев с одинаковой беспощадностью, только дебилов гораздо больше, они намного плодовитее и, скорее всего, во время очередной эпидемии выживут в первую очередь именно они. Гениев поэтому пересчитывают на пальцах, число их, повидимому, не увеличивается, а умственно отсталых – миллионы и их становится все больше. Это обстоятельство, с одной стороны, будто бы подтверждает теорию Дарвина в отношении человека, но именно в плане возможности деградации последнего, а не эволюционного развития. Человек, согласно такой позиции, едва ли мог появиться волею случая, скорее, напротив, у него было бы гораздо больше шансов деградировать, превращаться в неандертальца или в его предка. О возможности человека превращаться в обезьяну писал, в частности, Ламарк.
Кроме того, каждый биологический вид является элементом сложнейшей экологической системы, а эволюция, и в этом, повидимому, уже нет сомнения, в первую очередь направлена не на выживание каких-то отдельных видов, а сохранение и дальнейшее развитие всего живого, биосферы в целом, даже ценой вымирания отдельных видов, хотя бы того же вполне это заслужившего своей разрушительной деятельностью человека, а не только питекантропа или динозавра. В целом, эволюция биосферы, как остающийся загадочным антиэнтропийный процесс последовательного и как бы целенаправленного ее усложнения, предоставленная стихийной игре стечения обстоятельств настоящего и прошлого, но вовсе не будущего и тем более отдаленного будущего, считают противники Ч.Дарвина, маловероятна, если она возможна вообще. С их позиции, теория естественного отбора – это в лучшем случае возведенные в ранг биологического закона примитивные правила игры в кости, в которой один ее участник одерживает в данный момент верх, но непременно за счет поражения других и в конечном счете деградации всех их вместе, и при этом вовсе не потому, что он умнее их, талантливее, здоровее, жизнеспособнее или в результате чего природа и общество в целом что-то существенное могли бы от этого выиграть. Напротив, эта игра, конкуренция, представленная в господствующем ныне в капиталистическом, социал-дарвинистическом укладе существования общества, систематически прорывается финансовыми, экономическими и иными кризисами, которые со все большим трудом удается пока на некоторое время преодолевать. Повидимому, именно поэтому сам Дарвин, наряду со своей теорией, допускал также возможность ламаркианского процесса, то есть передачи по наследству благоприобретенных признаков и долго не решался публиковать свою книгу. Почти одновременно и независимо от Дарвина ту же теорию выдвинул А.Р. Уоллес (1823-1913), это обстоятельство, как считается, и побудило Дарвина отдать в 1865 г. в печать свою книгу после долгих лет сомнений и неуверенности в том, как она будет встречена церковью, общественностью, но главное - научным сообществом. В Российской психологической энциклопедии (2007) сообщается, что «такие психологические школы и направления современной психологии, как функционализм, фрейдизм, бихевиоризм, школа Павлова и многие другие, были сформированы именно под действием концепции Дарвина». Напомним, что З.Фрейд был ламаркианцем, а в приведенном перечне «школ и направлений» нет самого главного – гуманистической психологии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
335.14 кб

Интерпретация понятия «Социал-дарвинизм» в Западной и отечественной историографии конца XIX - начала

Мухатаев Павел Николаевич
В данной статье рассматривается разнообразие значений понятия «социал-дарвинизм», начиная с конца ХIХ века, когда этот термин только начал использоваться в научных кругах, и на протяжении всего ХХ начала ХХI века.
Читать PDF
309.36 кб

Дарвинизм

Родос Валерий Борисович
В тексте представлен авторский анализ происхождения, сущности, обоснованности и культурных последствий теории естественной эволюции.
Читать PDF
245.13 кб

Теория мимов, социальный дарвинизм и проблема гуманизма в общественных науках

Акопов С. В.
Читать PDF
87.36 кб

Дарвинизм в научном и массовом сознании

Шмерлина И. А.
Фокус-групповые дискуссии составляют основу для изучения отношения общества к проблеме происхождения человека и наследственности.
Читать PDF
100.21 кб

2008. 01. 018. Нельсон Р. Эволюционный подход в общественных науках и универсальный дарвинизм. Nelso

Ализаде А. А.
Читать PDF
574.89 кб

96. 04. 010. Шейнин С. , Бэрнс Б. Дарвин и социальный дарвинизм: чистота и история. Shapin s, Barnes

Али-заде А. А.
Читать PDF
151.79 кб

2008. 01. 009. Розенберг А. Дарвинизм в современной философии морали и социальной теории. Rosenberg

Безжонова О. В., Волкова П. А.
Читать PDF
131.40 кб

2004. 03. 031. Амато П. Гоббс, дарвинизм и взгляды на человеческую природу. Amato P. Hobbes, Darwini

Ким Е. М., Яковлев В. А.
Читать PDF
541.25 кб

96. 04. 006. Пеннок Р. Моральный дарвинизм: этические соображения в вопросе происхождения человека.

Юдин Б. Г.
Читать PDF
362.60 кб

Дарвинизм и проблема реальности эволюционной предыстории жизни (историко-философский анализ)

Стрельченко Василий Иванович
В статье дарвинизм рассматривается в контексте изучения проблемы реальности эволюционной предыстории жизни.
Читать PDF
149.77 кб

Социал-дарвинизм в контексте либеральной идеологии

Мухатаев Павел Николаевич
В статье рассматривается роль социал-дарвинизма в дискурсе современной политической философии. Осуществляется сравнительный анализ работ Г. Спенсера, Ф. Хайека, Р.
Читать PDF
256.14 кб

Дарвинизм и современная наука: социокультурная экспликация

Федяев А. П., Федяева Р. Х.
В статье доказывается, что теория эволюции Ч.Дарвина имеет статус оригинальной философской кон-цепции и не соответствует современным критериям и стандартам научности.
Читать PDF
318.91 кб

Дарвинизм, псевдодарвинизм и англосаксонская жизненная философия

Долгих Андрей Юрьевич
В статье представлена точка зрения, согласно которой дарвиновская теория борьбы за существование и естественного отбора лишь отчасти выведена из наблюдений животного мира, а в значительной степени являет собой отражение повседневн
Читать PDF
0.00 байт

Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру

Храмов Александр
Концепция теистического эволюционизма (ТЭ), согласно которой Бог сотворил органический мир посредством эволюционного процесса, сегодня разделяется большинством христианских мыслителей, пытающихся найти компромисс между религией и
Читать PDF
1.87 мб

Основные направления развития дарвиновской теории в социологии и философии: социальный дарвинизм и «

Филатова Екатерина Васильевна
Данная статья представляет собой попытку определить место нравственной теории П.А. Кропоткина в ряду других этических систем, выросших из дарвиновской теории эволюции.

Похожие термины:

  • Нейральный дарвинизм

    теория, утверждающая, что в процессе накопления опыта выбирается группа нейронов, формирующая основы когнитивных операций, таких как память и научение. Такой селекционизм рассматривается как объ
  • СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

    направление социальной и политической философии, возникшее во второй половине ХIХ в. Утверждал, что определяющие факторы общественной жизни продуцируются принципами естественного отбора и борьб
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

    распространение учения Ч. Дарвина на социум; в частности, социологическая теория, согласно которой социокультурный прогресс - продукт межгруппового конфликта и соперничества, а социально элитные
  • ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ (СОЦИАЛДАРВИНИЗМ)

    теория, согласно которой социальное и культурное развитие общества и человека может быть объяснено по аналогии с дарвиновской теорией происхождения и биологического развития живых организмов. О