Дарвин Чарльз

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дарвин Чарльз
(1809-1882). Продемонстрировал способность поведения приспосабливаться к окружающей среде, а также тот факт, что развитие человека биологически продолжает животное развитие. Оба наблюдения оказали глубокое и стойкое воздействие на психологию, особенно на теорию научения.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ДАРВИН ЧАРЛЬЗ
1809 – 1882) — английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций („Выражение эмоций у животных и человека“, 1872).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Дарвин Чарльз | Darwin, Charles (1809-1882)

Труды Дарвина повлияли на психологию во многих отношениях, и прежде всего, изменили цель психологии, которая превратилась в науку о приспособлении организма к своему окружению, и способствовали приданию повышенного значения индивидуальным различиям среди представителей одного вида.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ДАРВИН ЧАРЛЬЗ
(Darwin Charles) (1809—1882)-известный английский биолог, разработавший теорию естественного происхождения видов животных и человека (теорию эволюции). Создатель эволюционной теории эмоций. Его учение оказало заметное влияние на разные отрасли психологии: общую психологию (психология мотивации и эмоций), сравнительную психологию, зоопсихологию, бихевиоризм, функциональную психологию, психоанализ, психологию развития, детскую психологию.
Соч.:О выражение ощущений (эмоций) у человека и животных. СПб., 1896. См. дарвинизм, эмоций теория эволюционная, эволюции теория Ч. Дарвина.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дарвин (Darwin) Чарльз

(12.02.1809, Шрусбери - 19.04.1882, Даун, близ Лондона) - английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора.
Биография. Получил натуралистическое образование у ботаника Дж.Генсло и геолога А.Седжвика. С 1831 по 1836 г. занимался естественнонаучными исследованиями во время кругосветного плавания на корабле "Бигл". В 1859 г. опубликовал основное свое произведение "Происхождение видов путем естественного отбора".
Исследования. В области психологии занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций (Выражение эмоций у животных и человека. 1872).
Сочинения. Иллюстрированное собрание сочинений. Т. 1-8, М., 1907-1909;
Избранные письма. М., 1950

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДАРВИН ЧАРЛЬЗ
1809-1888) - английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории о происхождении видов путем естественного отбора. Идеи Дарвина стимулировали формирование зоопсихологии, данные которой позволяли изучить предысторию человеческого сознания. Вопросы эволюции психической деятельности животных и человека изложены им в фундаментальном труде «Выражение эмоций у человека и животных», специальная глава «Инстинкт» в «Происхождении видов» рассматривает инстинкты и их наличие у животных и человека как факт происхождения человека от животных предков. В основном он изучал инстинкты животных как важнейший механизм приспособления, индивидуальным же формам поведения -навыкам, индивидуальному научению не отводил серьезной роли в приспособительной деятельности животных Дарвин дал естественнонаучное объяснение целесообразности инстинктивной деятельности животных.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

ДАРВИН Чарльз
(1809-1882) - английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В области психологии занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций. Основная идея заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков) - не что иное, как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда, в условиях непосредственной борьбы за жизнь, эти движения имели важный практический смысл. Учение Д. предлагает рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, направленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Присущая организму преднастройка на будущее, готовность действовать в еще не возникших условиях (напр., при угрозе существованию) выступали как эффект естественного отбора, предоставляющего индивиду больше шансов на выживание ценой жизни предшествующих поколений.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ДАРВИН Чарльз

ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт (1809-1882) — английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Следуя семейной традиции (отец Д. был известный терапевт, а дед — натурфилософ, врач и поэт), он отправился в Эдинбург изучать медицину, однако вскоре отказался от этого намерения и отправился в Кембридж, где получил степень бакалавра искусств (1831) и намеревался стать деревенским пастором. Поворотным моментом в жизни Д. стало его назначение в том же году компаньоном капитана Роберта Фицроя на корабль Бигл для кругосветной экспедиции (1831 — 1836). На формирование его научных взглядов большое влияние оказали ботаник Дж. Генело и геолог А. Седжвик, а само путешествие позволило подробно изучить геологию, фауну, флору и население Южной Америки. Д. вел подробные записи, собрал огромное количество образцов. В дневниках уже в тот период он делал систематические заметки на темы происхождение видов и человек, сознание, материализм. После возвращения Д. обработал собранный материал, написал отчеты об экспедиции, изложил результаты своих наблюдений о происхождении коралловых рифов. Эта огромная работа позволила ему приобрести высокую научную репутацию. Он занимал должность почетного секретаря Геологического общества (1838—1841), был членом Королевского общества (1839), членом Зоологического общества (1839). За свои научные труды награжден многими медалями, и к концу жизни состоял почетным членом 43 научных обществ Европы и 13 обществ Америки. Уже в сентябре 1839 г. Д. сформулировал основные принципы своей теории естественного отбора, но отложил публикацию этой теоретической работы на 20 лет, занимаясь дальнейшими исследованиями. Только в 1858 г., одновременно с английским зоологом и биогеографом Альфредом Уоллесом, Д. публикует результаты своей теоретической работы. Идеи об эволюции жизни высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами. Однако Д., впервые объединив данные многих наук, выявил механизмы филогенеза, обосновав учение о происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость, отбор — таковы, по мысли Д., факторы эволюции. основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и выжива-ние приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность организмов, их приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное совершенствование в процессе отбора. Это учение Д. о трансформации видов (преобразовании одного в другой) нанесло сокрушительный удар по креационизму — религиозному учению о сотворении богом мира из ничего. До Д. единственными способами строго научного объяснения явлений считались способы, диктуемые царицей наук — механикой. Но механическая причинность не могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом целесообразность жизненных проявлений. Это укрепляло мнение о том, что эти проявления зависят от действия изначально заложенных в организме нематериальных целей, управляющих его реакциями и развитием. Такой взгляд, названный телеологией (от греческого телос — цель) был сокрушен учением Д., объяснившим целесообразность функций организма, не прибегая к представлению о бестелесной цели. Средствами точного, рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психической. Публикация главного труда Д. Происхождение видов путем естественного отбора (1859) открыло новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки. Эта наука исходила из определенного понимания как среды, так и организма, который с ней взаимодействует. Среда до Д. мыслилась в образе совокупности стимулов, которые производят в организме эффект соответственно изначально заданному устройству организма. Согласно же учению Д., среда оказывалась силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособиться к ней). Спонтанная активность, которую было принято считать далее необъяснимым свойством живого, уступила место непрерывному воздействию внешних условий, неумолимо уничтожающих все, что не могло к ним адаптироваться (приспособиться). При этом среда выступала не только как источник воздействия на организм, но и как объект активных действий самого организма. Изменилось и понятие о самом организме: предшествующая биология считала виды неизменными, а живое тело своего рода машиной с раз и навсегда фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Д. выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. Столь же важное научное и мировоззренческое значение имела книга Д. Происхождение человека (1871) . Доказательство животного происхождения человека вызвало ожесточенное противодействие всех клерикальных кругов, ибо подрывало до основания религиозную мифологию. Сравнивая человеческий организм с животным, Д. не ограничился анатомическими и физиологическими признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями у человека и высокоорганизованных живых существ (обезьян). Свои наблюдения он изложил в книге Выражение эмоций у животных и человека (1872). Основная объяснительная идея Д. заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков и др.) это ничто иное как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда в условиях непосредственной борьбы за жизнь эти движения имели важный практический смысл. Учение Д. изменило сам стиль психологического мышления. Открылась возможность рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, установленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Присущая организму преднастрой-ка на будущее, готовность действовать в еще не возникших условиях (например, при угрозе для существования) выступали как эффект естественного отбора как бы представляющего данному индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание. Триумф учения Д. окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли вдохновленные этим ученым новые отрасли психологического исследования, такие как дифференциальная психология, импульс которой придала идея Д. о том, что уже генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми, как детская психология (Дарвину принадлежит Биографический очерк одного ребенка), зоопсихология (работа Дарвина Инстинкт) и другие отрасли психологии. В рус. пер. труды Д. опубликованы в Соч., т. 1 -9. -М.-Л., 1935-1959; Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография), М., 1957. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
101.32 кб

Чарльз Дарвин

Ходасевич Г.В.
Читать PDF
696.60 кб

Учение Чарльза Дарвина в критической рефлексии Николая Данилевского и Николая Страхова (из истории д

Снетова Нина Васильевна
В статье исследуется характер критики учения Дарвина о происхождении видов со стороны русских философов неославянофилов Н. Данилевского и Н. Страхова.