Чувство юмора

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВО ЮМОРА
это способность субъекта подмечать-усматривать-обнаруживать в других индивидах дифференциально-комические аспекты или же детектороизировать-устанавливать комическое в явлениях социума-онтоса-экзистенции и реверсивно-чувственно-эмотивно, а также ментально-интеллектуально реагировать на них; часто делают выводы о наличии у субъекта, или же элиминировании-исключении Ч.ю. по тому, как той или иной индивид реагирует воспринимает-осмысливает различные притчи, анекдоты, шутки, карикатуры, аллюзии, эпиграммы, сентенции и способен ли он, подобно другим, без всяких личных обид смеяться над собой и чутко фиксировать комизм обстоятельств, эпизодов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Чувство юмора
способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, реагируя на них смехом или улыбкой. При этом реакция происходит на фоне дружелюбного отношения к объекту юмора. Ч. ю. связано с умением обнаруживать противоречия в окружающей действительности, с пониманием шуток, анекдотов, карикатур. На Ч. ю. влияет интеллектуальное развитие человека. С. Л. Рубинштейн писал, что суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.
Литература
Розов А. И. Переживание комического в свете некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 2.
Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.; М., 1997.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЧУВСТВО ЮМОРА
в обычном словоупотреблении - способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении - например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, чью-то кажущуюся значительность и несоответственное ей поведение и пр. По отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без коего оно вырождается в негативные явления - пошлость, цинизм и пр. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЧУВСТВО ЮМОРА
способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, напр. замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-л. человеке, кажущуюся значительность кого-л. и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Ч. ю. предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Отсутствие или недостаточная выраженность Ч. ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности. Ч. ю., с одной стороны, способствует профилактике конфликтов, поскольку человек, им обладающий, видит комическую сторону возникающих противоречий и может позволить себе не относиться к ним всерьез. С др. стороны, Ч. ю. м. б. конфликтогенным, если оно выражается в основном в подшучивании над окружающими. Ч. ю. безопаснее, если оно направлено, прежде всего, на себя и свое восприятие действительности. Заметно снижает конфликтогенность Ч. ю. его уместность, т. е. соответствие особенностям конкретной ситуации социального взаимодействия.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Чувство юмора
сложное креативное свойство личности, «эстетический симбиоз» эмоциональных, интеллектуальных, экзистенциальных качеств, своеобразная «модель творческого акта» (А. Н. Лук, Ю. Борев и другие). Проявление Ч.ю. связано с такими качествами, как: интуиция, диалектичность, метафоричность, парадоксальность мышления, проявляющиеся в неожиданных сопоставлениях, отдаленных ассоциациях, реконструкции стереотипных моделей; способность видеть противоречия; импровизационность; амбивалентность чувств; способность к децентрации и эмпатии.
Проблемой изучения Ч.ю. занимались психологи, философы, этнологи и выдвигали различные объяснения природы этого явления. Одно из самых лаконичных определений принадлежит В. И. Далю: «Юмор (англ.) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков, нравов». В этом определении отмечена существенная креативная характеристика чувства юмора, связанная с умением «подмечать странности». З. Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее в этих проявлениях — реакция смеха и экономия психической энергии. Ч.ю. связано с инверсивностью психических процессов (эмоций, мышления) и позволяет увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Таким образом, З. Фрейд отметил специфическую характеристику Ч.ю. — инверсивность, функцию «преобразования в противоположность». Ю. Борев относит юмор к эстетическому чувству, связывая с творчеством, интуицией. Выделяют следующие креативные характеристики Ч.ю.:
– реакция на смешное связана с бессознательными процессами психики и возникает стремительно и непроизвольно. Юмор, как функция сверхсознания, прокладывает путь в будущее, разрушает и реконструирует стереотипы и привычные ожидания, исчерпавшие себя нормы. Вновь поступившая информация не просто повышает вероятность разгадки, понимания сложившейся ситуации, но отменяет, перечеркивает ранее сложившийся прогноз. Такой юмор связан с творчеством, интуицией, с остроумным решением научных и художественных задач;
– развитое Ч.ю. свидетельствует о высоком уровне эстетического развития, о широте интересов его обладателя, разнообразии потребностей.
В Ч.ю. присутствует потребность экономии энергии. Смешно все избыточное, нерациональное, т. е. соответствующее новым прогрессивным нормам удовлетворения потребностей. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Чувство юмора
humor) В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв-ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или внешним изменениям? Каковы взаимосвязи между физиолог. реакциями, способностью понимать, продуцированием и простой оценкой? Можно ли разложить Ч. ю. на различные типы, мотивированные различными намерениями и, следовательно, отражающие разные степени зрелости и патологии? Если предполагается оценивать реакцию, то как это сделать и кто будет производить оценку: сам испытуемый, беспристрастные наблюдатели, лица одного круга с испытуемым или его друзья? Как физиолог. реакции с их разницей в латентных периодах, частоте возникновения и амплитуде соотносятся с соц. суждениями при различных степенях стресса? Те немногие теорет. знания, к-рыми мы располагаем, берут начало из попыток проверить в лаборатории то, что вряд ли возможно где-либо измерить. Клиницист - чаще тех, кто не имеет отношения к психотер., - составляет интеллектуальную карту путем поиска сходств и различий в рез-тах лечения пациентов с различной степенью нечасто проявляющегося Ч. ю. Труды наиболее влиятельных терапевтов изобиловали ссылками на целительные свойства юмора и часто тем самым превращали процесс в предполагаемую цель лечения. Однако явные ссылки на это состояние в их разборах историй болезни и теорет. рассуждениях являются редкостью. Тремя психологами, к-рые больше других говорили о тактике и целях юмора, яв-ся Альберт Эллис, Гарольд Гринвальд и Уолтер О"Коннелл. Эллис использует внутреннее противоречие, несовместимость и преувеличение, чтобы оспорить негативные предположения пациента по мере их обнаружения. Гринвальд рассматривает терапию как благоприятную возможность игры с событиями, к-рые прежде расценивались как "травмирующие"; согласно его позиции, следует найти способ использовать мучительное прошлое, чтобы наслаждаться жизнью в будущем. Юмористическая позиция яв-ся критерием зрелости в естественной интенсивной терапии (natural high therapy) О"Коннелла, в к-рой привычные попытки клиентов уцепиться за вину и упадок духа ради бесполезного соц. влияния (власти) вызывают реакцию шутливого испуга терапевта, а ошибочные убеждения пациентов подвергаются комической пере- и недооценке. Юмористы-как-терапевты обычно видят себя в роли активных проводников, опровергающих словом и делом зачастую лелеемую "реальность" пациентов, к-рые считают себя никчемными, одинокими и не имеющими ценности в эволюции мироздания людьми. Терапевт, проводящий юмористическую психотер., относится с уважением к личности клиента, хотя и с пренебрежением к болезненной и парадоксальной власти его актуального подавленного состояния. Креативность, к-рая связана со всеми выходками и ухищрениями, даже теми, что подвергаются высмеиванию, яв-ся центром игры. В серьезных (но не мрачных) интеракциях юмористической психотер. нет пассивных жертв. Это согласуется с холистической медициной, где т. н. пациенты становятся учениками, изучающими теорию и практику самоконтроля и самосовершенствования, одновременно способствуя развитию аналогичных качеств у др. людей. Не так уж много первоисточников, благодаря к-рым любознательные могут составить для себя б. или м. полную картину исслед. чувства юмора. Две работы Зигмунда Фрейда - "Остроумие и его отношение к бессознательному" и "Юмор" - задают тему, развить к-рую предстоит будущим ученым. К сожалению, большинство исследователей прошли мимо разграничения, к-рое Фрейд проводил между юмором как зрелой способностью чел. отказаться от собственного страдания и остроумием как высвобождением подавленных влечений или возможной бесцельной игрой. В теориях личности, как правило, о юморе не упоминается. Дэниел Берлайн изучал воздействия общего возбуждения, любопытства и исследовательского поведения на понимание юмора. Пол Мак-Ги расширил изучение юмора до отношения между когнитивной способностью и поведением, в частности, у детей. Джерри Сулс исследовал взаимосвязи восприятия с разрешением несоответствия и юмористическими реакциями. Соц. функциями юмора интересовались Уильям Мартино, Жаклин Гудчайлдз и Лоренс ЛаФейв. Джеффри Голдстейн изучал заметность стимулов, задействованных в "юморе", к-рые, по его мнению, важнее подавленных влечений. Здесь мы наблюдаем пример общей тенденции к смешению представлений Фрейда о юморе с представлениями об остроумии и последующему пониманию того, что остроумие - это нечто более сложное, чем признак существования вытесненного из сознания материала. Еще раз напомним, что к обобщениям рез-тов исслед. следует подходить с осторожностью из-за различных определений Ч. ю. и связанных с этим различий в его измерении. Уолтер О"Коннелл провел разграничение между измерениями остроумия и Ч. ю. и исследовал переменные, характеризующие стимулы, опосредующее состояние и соц. условия. О"Коннелл нашел доказательство личностных различий между агрессивным, соперничающим остряком и оптимистическим юмористом, не склонным к оценочным суждениям. Затем он обратился к клиническим гипотезам, касающимся развития Ч. ю. О"Коннелл считает, что Ч. ю. состоит из убежденности в своей безусловной ценности как чел. Вдобавок к этому чел. с Ч. ю. ощущает себя универсальной, незаменимой силой в об-ве, разделяющей сходство с др. людьми. Профессиональный интерес к этому вопросу стремительно растет. К ранее пренебрегаемой динамике юмора как терапевтического фактора привлекла внимание хорошо известная история самоисцеления Нормана Казинса, к-рый излечился от почти смертельной болезни при помощи солидных порций юмора (и витамина С). Клинический инсайт, позволивший Фрейду проникнуть в суть юмора, обретает вторую жизнь, находя себе место в новых теориях. В качестве стимула к росту самооценки и оптимистического чувства принадлежности, а тж в качестве отражения этих внутренних свойств юмор имеет многообещающее будущее. Обезболивание и предупреждение насилия по отношению к себе и окружающим благодаря юмору поднимает вопросы о взаимодействии эндорфинов, факторов иммунной системы и юмора. Сообщения об успешном применении юмора в воспитании и лечении детей и для снижения соц. напряженности открывают возможности использования юмора для оптимизации функционирования семей, школ, церквей и др. соц. институтов. У. И. О"Коннелл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
469.66 кб

Психодинамика чувства юмора

Сочивко Д. В.
в статье раскрыты возможности психодинамического анализа чувства юмора в соответствии с изменениями в структуре субъективного психологического времени.
Читать PDF
797.71 кб

Чувство юмора креативной личности

Ли Екатерина Владимировна
В данной статье рассматривается творческая личность и свойства, присущие ей, а именно: остроумие, чувство юмора. Автор убежден, что остроумие больше соответствует творческой личности, а чувство юмора креативной.
Читать PDF
122.21 кб

Чувство юмора как маркер одаренности

Иванова Е. М.
В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований чувства юмора у одаренных людей. По данным ряда исследований, различные параметры чувства юмора коррелируют с креативностью и интеллектом.
Читать PDF
274.61 кб

Представления о чувстве юмора в психологии

Ершова Регина Вячеславовна, Шарапова Римма Закариевна
Статья посвящена анализу имеющихся в отечественной и зарубежной психологии точек зрения на проблему юмора.
Читать PDF
4.69 мб

Роль чувства юмора в сфере интеграции образования

Сычев А. А.
Читать PDF
117.33 кб

Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»

Лазарева Н. А.
Автор делится опытом проведения урока чтения в 1-м классе, ориентированного на реализацию трех групп результатов ФГОС, организует активную деятельность учащихся на уроке.
Читать PDF
257.44 кб

Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров

Гультяева Елена Геннадьевна
В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом
Читать PDF
430.73 кб

Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации

Сергеев А. А., Макарова Л. С., Одинцова Л. А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и ее роль в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации.
Читать PDF
207.03 кб

Чувство юмора и тематические предпочтения шуток в юношеском и зрелом возрасте

Ершова Р.В., Киямова Р.З.
В работе представлен анализ существующих представлений о чувстве юмора, его психологических детерминантах и проявлениях.
Читать PDF
128.91 кб

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Юлия Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию чувства юмора как субъективного феномена.
Читать PDF
131.65 кб

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Ю. И.
Читать PDF
380.45 кб

Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики

Жаркой Сергей
Проведенное исследование направлено на изучение факторов, влияющих на развитие чувства юмора, прежде всего роли личностных характеристик и способности к переносу контекста.

Похожие термины:

  • Юмор, чувство юмора

    от англ. humour — нрав, настроение] — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в филос
  • Расстройство чувства юмора

    утрата или недоразвитие способности подмечать комические стороны в происходящем и в собственном поведении.