Чувство неполноценности

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Чувство неполноценности
Inferiority feelings). Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Чувство неполноценности
в психиатрии). Переживание психическим больным своей физической, моральной или интеллектуальной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии, бреда.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает, что нелюбим. Согласно З. Фрейду, имеет глубоко эротические корни и большей частью происходит из отношения Я к своему Сверх-Я, от напряжения между ними. Трудно отделимо от чувства вины.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Свободное значение: любое отношение к себе, которое является критическим и в общем отрицательным. Строго говоря, это термин, который должен использоваться в разговоре, когда, например, кто-то утверждает, что у него имеется "комплекс неполноценности". Проблема состоит в том, что термин комплекс, употребляемый таким образом, несет коннотацию некоторых бессознательных корней. Следовательно, те, кто утверждают, что у них есть комплекс неполноценности, могут знать только, что у них есть чувство неполноценности, но не комплекс неполноценности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает тот или иной свой недостаток. Ч. н., зарождающееся у ребенка вследствие осознания им своей биологической или иной неполноценности, заставляет его выработать собственный стиль жизни, который может позволить ему развить способности и получить превосходство над другими. В историческом плане проблему Ч. н. впервые исследовал А. Адлер. По Адлеру, не сексуальное влечение, как это утверждал З. Фрейд, а Ч. н. и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают фактором развития каждого человека. Ч. н. вызывается как органическими, морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами: оценкой природной слабости, трудностями в социальных отношениях и др. Ч. н. – не пассивное состояние, оно может являться стимулом психического развития индивида, если он будет стремиться преодолеть неполноценность. В этом случае чем сильнее Ч. н., тем сильнее стремление к его преодолению в форме превосходства, стремления к власти над окружающей средой. С Ч. н. связана постановка жизненной цели. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную личностную структуру, которую Адлер называл «стилем жизни». Эти важнейшие образования складываются к 4–5 годам. Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется обострением Ч. н., неразвитым социальным интересом. При определенных обстоятельствах социального и личностного плана у человека может развиться комплекс неполноценности (см. Комплекс неполноценности).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Чувство неполноценности
устойчиво-негативное отношение к самому себе, которое является иррациональным, объективно необоснованным, сверхкритичным и травмирующим индивида, вызывающим чувство дискомфорта и оказывающим существенное дезадаптивное влияние на его поведение, как бы заранее программирующим индивида на неудачу в личной и общественной жизни. Некоторые пациенты, знакомые с литературой на эту тему, называют это чувство «комплексом неполноценности», говорят, что они «комплексуют» или что они «закомплексованы», как бы указывая на то, что причина такого отношения к себе им непонятна, имеет глубинные корни в бессознательном и ощущение собственной ущербности не преодолевается посредством сознательных усилий и успехами в деятельности. Если попытаться более точно определить свойственные им переживания, то не будет излишним упомянуть также о том, что о происхождении своего комплекса неполноценности им самим обычно бывает мало что известно. Как правило, сами пациенты осознают лишь эмоциональную составляющую этого комплекса. Чувство неполноценности может впервые возникать как бы аутохтонно, в связи с психическим расстройством, особенно у пациентов с депрессией, иногда, в тяжелых случаях, оно трансформируется в сверхценные и бредовые идеи определенного содержания (бред самоумаления, бред самообвинения, бред физического уродства и др.). В состоянии мании чувство неполноценности, чем оно ни было бы вызвано, обычно исчезает, от него не остается порою и следа, но на его место автоматически становится тенденция к самовозвеличиванию, нереалистическое ощущение своих возросших возможностей. Происхождение чувства неполноценности издавна привлекало внимание многих исследователей. Пожалуй, преобладающей становится точка зрения, согласно которой оно является врожденным или, что считается наиболее вероятным, приобретается в первые годы жизни благодаря влиянию деспотичных родителей или родителей, для которых их ребенок является нежеланным. Как указывает А.Адлер, чувство неполноценности преодолевается либо на путях его компенсации, то есть нормального развития личности, либо посредством гиперкомпенсации, порождая тем самым различные нарушения поведения. Синонимы: Комплекс неполноценности (inferiority complex), Комплекс органической неполноценности, Комплекс неадекватности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Чувство неполноценности
inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus - "нижний", "подземный". Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка - это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.
   Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».
   В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.
   Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.
   Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.
   З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.
   Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.
   Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.
   В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.  

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
193.46 кб

Чувство неполноценности и психологические комплексы в генезе конфликтов у сотрудников организации

Голянич В. М.

Похожие термины:

  • ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

    чувства человека по отношению к себе, которые содержат критическую или негативную оценку человеком самого себя.
  • ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И КОМПЕНСАЦИЯ

    (в индивидуальной психологии А. Адлера)-осознание человеком своих недостатков и стремление к их устранению (компенсации). Ч.н. и к.-один из основных мотивов самосовершенствования человека, его стре
  • Учет чувства неполноценности собеседника

    Человек может страдать этим недостатком по тому или другому случаю. Тактичность требует, чтобы общение не доставляло ему отрицательных эмоций. Так, при слепом не говорят о красоте какого-то пейзаж