ЧУВСТВА

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВО
высшая, культурно обусловленная, эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ЧУВСТВО
высшая человеческая эмоция, связанная с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Чувства
переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ЧУВСТВО
sense) - способность воспринимать и различать любые внешние раздражители, такие как свет, звук, запах или прикосновение.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Чувства
Определенные посредством чувственного анализа содержания или материал чувствующей функции (см. чувство). Следует отличать от эмпатии (см.).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ЧУВСТВА
одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Чувства
Категория. Форма эмоций.
Специфика. Эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

чувства

переживание человеком своего отношения к явлению окружающей действительности, к другим людям и их поступкам, к самому себе и своим действиям. Могут быть устойчивыми, кратковременными – эмоциями.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЧУВСТВА
устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие личностное значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

чувство

особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Чувство
Форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЧУВСТВО
sentiment) "Организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком объекте" - McDougall (1908). Он полагал, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм. Относительно некоторых выводов, следующих из положения психоанализа о том, что любовь и ненависть есть инстинкты, а не "организованные системы эмоциональных диспозиций", см. ЛЮБОВЬ; НЕНАВИСТЬ; АФФЕКТ и ЭМОЦИЯ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЧУВСТВА
устойчивые и длительные переживания человека по отношению к явлениям действительности, которые имеют значение для удовлетворения его потребностей. Ч. всегда имеют причинно-обусловленную природу, хотя они субъективны, т.е. у разных субъектов одинаковые явления вызывают различные Ч. Чувства человека возникают, прежде всего, по отношению к тем явлениям, процессам, людям, объектам, которые каким-либо образом влияют на развитие событий, имеющих для него определённую ценность или значимость.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЧУВСТВА
/англ. Sensation/, 1) восприятие внешних раздражителей с помощью вкуса, зрения, обоняния, осязания и слуха.
2) симпатии и антипатии, возникающие на основе субъективных ощущений; то же, что сентименты; эмоции.
В повседневной жизни нередко противопоставляются разуму – умению критически анализировать. Обладают способностью изменяться с течением времени или под влиянием определенных обстоятельств.
«Женщины предпочитают чувства разуму…» Стендаль. О любви.
Ч. /разг./: то же, что любовь.
«Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Л. Толстой. Война и мир.

Источник: Словарь доктора либидо

ЧУВСТВА
одна из основных форм переживаний человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Формирование Ч. является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к–рой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, не реализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет одну из важнейших характеристик направленности личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЧУВСТВО
Хотя этимологически этот термин связан с ощущением, он имеет тенденцию употребляться в значительно более широком смысле. 1. Сложная диспозиция, основанная на чувствах к некоторому человеку, ситуации, идее и т.д. Чувство более общее и более сложное понятие, чем установка или суждение, и здесь обычно подразумевается поведение. То есть данное чувство – нечто большее, чем просто сложное эмоциональное состояние, оно подразумевает действие; например, человек с сильным чувством патриотизма, вероятно, будет активно защищать свою страну. 2. Термин Р.Б. Кэттелла для обозначения приобретенной, динамичной структуры черты, которая сосредоточивает на себе и опосредствует внимание и реакции на классы объектов характерными способами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЧУВСТВО
особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. В психологическую структуру Ч. входят эмоции и понятия. Так, чтобы у человека возникло Ч. любви к Родине, ему должно быть близко понятие Родины, без этого ностальгия — только эмоция. Понятийный компонент Ч. превращает эмоции в них в отношения.
Если эмоции в структуре личности более связаны с темпераментом, то Ч.— с характером. Различают ряд видов чувств: интеллектуальные, моральные, практические, эстетические. Слова В. И. Ленина «...без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (т. 25, с. 112) относятся к Ч. и должны учитываться при воспитании и перевоспитании.
Синонимы — эмоции человеческие, эмоция социальные, эмоции высшие.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЧУВСТВО
Особенно трудно выделить точные модели использования этого термина, так как даже к специальным примешиваются популярные коннотации. 1. В общем смысле "чувство" относится к переживанию, ощущению или наличию осознанного процесса. Более конкретные значения: 2. Сенсорное впечатление, в связи с которым упоминаются такие чувства, как тепло или боль. 3. Эмоциональные состояния, такие как чувство благополучия, чувство депрессии, чувство желания и т.д. 4. Одно из измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы, такие как Вундтовские три измерения чувства. 5. Вера, как при смутном чувстве относительно чего-то, не подтверждающегося каким-либо реальным свидетельством. Трудность, связанная с этим термином, состоит в том, что его использование почти всегда метафорично, и так или иначе все мы, кажется, совершенно убеждены, что знаем, что мы имеем в виду, когда употребляем его. Более подробно о терминологии в этой области психологии см. эмоция и следующие статьи, особенно теории эмоций.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЧУВСТВА
высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций: так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЧУВСТВО
1. Высшая эмоция, свойственная только человеку и связанная у него с людьми, предметами, явлениями, событиями и многим другим, что окружает человека в современном обществе и составляет культурные условия его жизни. Все Ч. являются не только эмоциями, но также и мотивами поведения. Ч. воспитываются у человека и могут изменяться в течение его жизни. Они делятся на классы, среди которых выделяются: моральные Ч., интеллектуальные Ч., эстетические Ч., предметные Ч., межличностные Ч., низменные Ч., возвышенные Ч. и др. 2. Сенсорные переживания, сгруппированные на основе их общих особенностей. 3. Неопределенные субъективные переживания человека, не связанные очевидным образом с каким-либо из органов чувств. Например, Ч. времени, Ч. пространства. 4. Форма осознания человеком некоторого абстрактного понятия или качества, например, Ч. юмора, Ч. справедливости. 5. Краткий, обобщенный способ выражения значения некоторой вещи, события и т. п. для человека, например, Ч. значимости. 6. Хорошо развитая способность, например, Ч. здравого смысла. См. выжившего чувство вины, нереальности чувство, преграды чувство, равновесия чувство, статическое чувство, шестое чувство, чувство неполноценности и компенсация (по А. Адлеру), эмоции (виды).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Чувство
точные модели использования этого термина выявить достаточно трудно, так как он используется в самых разных контекстах - 1. любое переживание или явление психического (ощущение, наглядный образ, представление, феномен сознания и др.). В данном случае явно имеется в виду факт осознавания нейропсихологических актов, которые только после этого предстают как психологические феномены; 2. эмоциональное состояние, устойчивое эмоциональное отношение к какому-либо человеку, объекту, явлению (любовь, благодарность, глубокая неприязнь, чувство долга, чувство ответственности и др.). Чувство в таком его понимании предполагает определенные действия со стороны испытывающего их человека; 3. категория высших эмоций, связанных с познанием, нравственностью, религиозностью, эстетическим восприятием; 4. в теории Вундта – одно из трех измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы; 5. вера во что-то, не подтверждающаяся опытом, реальным свидетельством существования чего-либо; 6. интуиция («шестое чувство»); 6. в теории Р.Б.Кэттела – приобретенная структура, черта, которая сосредоточивает на себе и опосредует внимание и реакции на классы объектов тем или иным характерным образом; 7. в психоанализе – «организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о некоем субъекте» (McDougall, 1908). Автор этого определения полагает, что у человека существует только три чувства: это любовь, ненависть и эгоизм.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЧУВСТВО
Feeling; Geffihl) - психологическая функция, которая информирует субъекта о ценности для него тех или иных вещей; об их значимости.
"Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие") - но далее, это есть также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством, - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, и притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно состаивается не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект, который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, т. е. вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс" (ПТ, пар. 835).
Человек, чья повседневная установка ориентируется чувствующей функцией, принадлежит к чувствующему типу.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЧУВСТВА
англ. sentiments) - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр "эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность).
Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЧУВСТВА
одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Ч. многообразны, они могут выступать в виде переходящих переживаний и в виде относительно устойчивых качеств личности. Высшие Ч. человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, с ходом и результатами своей деятельности. Ч. в отличие от эмоций (см. Эмоции), связанных с конкретными ситуациями, отражают отношения предметов и явлений к устремлениям личности. Они осуществляют регуляцию поведения человека в его отношениях с действительностью. Ч. оказывают большое влияние на деятельность человека, они ярко проявляются внешне. В зависимости от влияния на деятельность различают чувства: стенические и астенические. Сильные стенические Ч. стимулируют, побуждают к деятельности. Астенические, наоборот, оказывают тормозящее влияние на деятельность. По форме протекания, по силе и деятельности различают: настроения, аффекты (см. Аффект), страсти и стресс (см. Стресс). Внешне Ч. проявляются в выразительных движениях лица (мимика) и всего тела (пантомимика), а также в жестах, интонациях и тембре голоса (см. Выразительные движения). Среди большого разнообразия Ч. особое место занимают высшие – нравственные, интеллектуальные, эстетические и праксические. К нравственным Ч. относятся долг, любовь к профессии, интернационализм, коллективизм и др. Они включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. Интеллектуальные Ч. возникают в связи с умственной, познавательной деятельностью. К ним относятся любознательность, удивление, недоумение, сомнение. Обычно они стимулируют мышление, заставляют глубже проникать в сущность предметов и явлений. Эстетические Ч. выражают представление об идеале и понимание красивого и некрасивого. Эти чувства активизируют деятельность, помогают глубже проникнуться высокими гуманистическими идеями. Праксические Ч. (праксис – действие) возникают в процессе деятельности – Ч. успеха, неудачи и др. Воздействие на Ч. достигается образной, эмоциональной, убедительной передачей знаний, приведением на занятиях фактов и примеров, вызывающих у обучаемых глубокие переживания, активизирующие у них именно те Ч., которые необходимо воспитать. Для воспитания Ч. используют литературу, театр, музыку, живопись, кино, телевидение, скульптуру. Высшие Ч. развиваются в процессе обучения, общения и взаимоотношений на основе норм морали и общечеловеческих ценностей. Внимательность, такт, уважение к воинам должны быть нормой деятельности командира. Для поддержания положительных и преодоления отрицательных Ч. большое значение имеют разумное проведение отдыха, организация быта. Одним из путей развития Ч. обучаемых является стимулирование их работы над совершенствованием эмоциональной сферы своей личности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЧУВСТВА
ПАЧУЦЦІ / FEELINGS (от лат. sensus– ощущение, чувство, мысль)– одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Ч. многообразны, они могут выступать в виде переходящих переживаний и в виде относительно устойчивых качеств личности. Ч., в отличие от эмоций (см. Эмоции), связанных с конкретными ситуациями, отражают отношения предметов и явлений к устремлениям личности. Они осуществляют регуляцию поведения человека в его отношениях с действительностью. Внешне Ч. проявляются в выразительных движениях лица (мимика) и всего тела (пантомимика), а также в жестах, интонациях и тембре голоса (см. Выразительные движения). Высшие Ч. человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, с ходом и результатами своей деятельности. Классификация высших Ч. в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся: 1) нравственные/моральные (включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей– долг, любовь к профессии, интернационализм, коллективизм и др.); 2) интеллектуальные (переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, выступают своеобразным регулятором умственной деятельности– любознательность, удивление, недоумение, сомнение); 3) эстетические (эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве– восторг, радость, страдание, тоска, отвращение и др.); 4) праксические (возникают в процессе деятельности– Ч. успеха, неудачи и др.). В зависимости от влияния на деятельность различают Ч. стенические и астенические. Сильные стенические Ч. стимулируют, побуждают к деятельности. Астенические, наоборот, оказывают тормозящее влияние на деятельность. По форме протекания, по силе и деятельности различают: настроения; аффекты (см. Аффект); страсть (высшее проявление Ч., сложное, качественно своеобразное и встречающееся только у человека эмоциональное состояние, представляющее собой сплав эмоций (см. Эмоции), мотивов (см. Мотив), сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета); стресс (см. Стресс). Воздействие на Ч. достигается образной, эмоциональной, убедительной передачей знаний, приведением на занятиях фактов и примеров, вызывающих у обучаемых глубокие переживания, активизирующих у них именно те Ч., которые необходимо воспитать. Для воспитания Ч. используют литературу, театр, музыку, живопись, кино, телевидение, скульптуру. Высшие Ч. развиваются в процессе обучения, общения и взаимоотношений на основе норм морали и общечеловеческих ценностей. Внимательность, такт, уважение к обучаемым должны быть нормой деятельности педагога. В педагогической деятельности важно учитывать возможность изменения, а затем и развития чувства неполноценности у ребенка. Оно может появиться вследствие осознания им своей, например, биологической неполноценности и заставить его вырабатывать собственный стиль жизни, который может помочь ребенку компенсировать это Ч. Для поддержания положительных и преодоления отрицательных Ч. большое значение имеют разумное проведение отдыха, организация быта. Одним из путей развития Ч. обучаемых является стимулирование их работы над совершенствованием эмоциональной сферы своей личности. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЧУВСТВА
одна из базально-индивидуальных форм переживания субъектом своего отношения к объектам, предметам, условиям налично-объективной реальности, а сами переживания, как правило, явл. относительно-релевантными-стабильными-устойчивыми и тесно связаны-имплицированы с потребностями-притязаниями-целями-мотивами-замыслами субъекта; Ч. — это и инвариантно-базальный продукт динамики-эволюции эмотивно-мотивационных процессов, а если эмоции и аффекты, в основном, отражают субъективные когеренции между предметами и их свойствами-предикатами в конкретных ситуациях, то Н., в основном, безлабильны-константны-малосейсмичны в конвергенции-интеграции с рефлексивно-целемотивационной сферой, так как сами по себе отражают-интерпретируют объект-предметный характер-модальность и перманентно-бездискретно связаны с конкретным субъектом, объектом, базально-онтологической ситуацией в бытии-экзистенции; одни и те же Ч., практически, могут дифференцировано генерироваться-репродуцироваться в различных эмоциях, к примеру, чувство любви генерирует эмоции радости, печали, гнева, злости, восхищения, удивления и т.д.; Ч. могут константно сочетаться-интегрироваться-трансформироваться-консолидироваться, дополнять и переходить друг в друга и быть дифференциально-индексными по своим матрицам-формам, т.е. либо положительными, либо отрицательными или же комбинационно-бинарными; Ч. как аддитивно-суммационные феномены дифференциальных эмоций входят в модель чувственно-эмотивно-мотивационной сферы субъекта, и т.о. детерминируют психодинамическо-поведенческие процессы субъекта и содержание чувственно-эмотивно-ситуативных мультиреакций субъекта; дискурсукажем-отметим, что Ч. можно выстраивать в сукцессивно-структурную модель в структуре кот. одни из чувств явл. акцептуально-базальными, — естественно, с учетом онтологическо-ситуативно-временных факторов, — другие же, как чувства, кот. еще не были задействованы-апробированы-использованы и, тем самым, остались, пока, нерезультироваными-непримененными; структуру - содержание приматных чувств субъекта дефиницирующего социально-онтологические диспозиции, его эго-психоинтенциональная проекция, связанная с реализацией замыслов-целей-проектов-программ, эволюция-генезис конституирования-формирования Ч. явл. базально-индивидуальным условием развития субъекта, в комплексе с эволюцией индивидуального сознания индивида под воздействием семейно-бытового воспитания, школьно-гимназического воспитания, под влиянием искусства, в частности, музыки, литературы, кинематографа; заметим, что Ч. сами по себе, становятся кардинально-генеральными конститутивами-конструктами чувственно-эмоциональной сферы субъекта, и т.о. могут целеинтенционировать-целетектонизировать ситуативно-динамические инкарнации-проявления эмоций, к примеру, ввиду повышенной любви одного субъекта к другому субъекту, женщины к мужчине, или наоборот, ввиду самих Ч. любви, исходя из ситуативно-социальных факторов, могут негативно прогрессировать фобии, тревоги, страхи или же благоприятно эволюционизироваться радость при встрече, восхищение сомато-анатомическими данными партнера т.д.; и сел. выделяют такие чувства, кот. становятся постоянным объектом исследования-интерпретации в нынешнюю эпоху — эстетические Ч. ментально-интеллектуальные Ч., эмпирические Ч., праксиологические Ч., родительские Ч., нравственно-этические Ч.; Ч. можно кластероизировать-классифицировать в зависимости от сфер деятельности-активности субъекта в кот. сами Ч. инкарнируются-возникают, занимая ведущее положение в психическо-индивидуальной структуре и самом Эго субъекта (см. соч. Додонова и Якобсона и др. иссл.).

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Чувство
устойчивое и пристрастное (неравнодушное) эмоциональное отношение человека к реальным (воспринимаемым) или воображаемым, конкретным или абстрактным объектам и их взаимосвязям, имеющее для человека постоянную (долговременную) мотивационную значимость, личностную ценность. Ч. сопровождается соответствующим поведением, в котором отражаются внешние признаки специфического субъективного отношения к определенному объекту (например, ухаживания влюбленного).
Ч. содержит ряд компонентов:
оценочный (проявляется в разностороннем сопоставлении объекта Ч. с некоторыми образцами, которые субъект принял за эталон);
экспрессивный (актуализируется в эмоциональном переживании субъекта по поводу своего отношения к объекту Ч. и его оценки);
побудительный (связан со стремлением субъекта сблизиться в той или иной форме с объектом Ч. — получить, наладить контакт и т. п.).
В специальной литературе раскрытие сущности Ч. нередко строится на их сравнительной характеристике с собственно эмоциями. При этом в качестве основных особенностей Ч. выделяют следующие:
Они имеют более позднее эволюционное происхождение.
В основном прерогатива человека (считается, что у животных Ч. не возникают).
Ч. — это отношение к объекту (эмоция — реакция на ситуацию, событие).
Ч. устойчивы и долгосрочны.
Возникают относительно явлений, имеющих устойчивую потребностно-мотивационную значимость для субъекта. Проявление одного и того же Ч. связано с различными эмоциями.
Близость природы и взаимопроникновение эмоций и Ч. выражается отчасти в том, что одно и то же психическое явление может актуализироваться и как эмоция, и как Ч. (например, в первом случае ревность выступает ситуативной эмоцией, во втором — устойчиво пристрастным и сохраняющимся длительное время отношением к объекту). В целом же вопрос о степени соотношения эмоций и Ч. издавна выступает предметом серьезной дискуссии среди специалистов и до сих пор остается открытым. Более корректным представляется положение об отсутствии прямого соответствия между ними: одна и та же эмоция способна выражать разные Ч., а одно и то же Ч. выражается в разных эмоциях. При этом Ч. рассматривают как эмоциональную установку, определяющую готовность человека эмоционально реагировать на те ситуации, в которые попадает объект, его вызывающий. Главная их функция заключается в психологической, физиологической и поведенческой подготовке субъекта к такому реагированию по отношению к объекту Ч.
Существует несколько различных классификаций Ч. Например, относительно иерархизированной системы мотивов их разделяют на актуализированные и потенциальные (скрытые); по критерию предметной обобщенности — на конкретные, обобщенные, абстрактные; по степени социализированности — на низшие и высшие. Наиболее известны также следующие классы Ч.: нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические (праксические), моральные, родительские и др.
Ч. — это наивысший результат развития эмоциональной сферы человека в условиях общественной жизни, образующийся и изменяющийся под влиянием как социально-исторических факторов, так и личного опыта субъекта. При этом их нельзя считать лишь пассивным продуктом воздействия общественных институтов (семьи, школы и др.) на личность. Осмысление, или рефлексия, Ч. позволяет субъекту произвести их оценку, дифференцировать в соответствии с выбранными критериями значимости для собственного развития как личности, т. е. осознанного самовоспитания.
Литература
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1958.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЧУВСТВО
одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, - эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств - необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие - остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:
1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью - трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;
2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;
3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет - как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина - обобщенное чувства любви к истине;
4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:
1) конкретные - например, чувства к ребенку, произведению искусства;
2) обобщенные - чувства к детям вообще, к музыке;
3) абстрактные - чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Чувство
Сложное аффективное состояние, комбинация эмотивных элементов и элементов воображения, более или менее ясное, стабильное и устойчивое, при отсутствии какого-либо стимула. По мнению некоторых специалистов, не существует разницы между чувстом и эмоциями. По мнению других, Ч. является более прочным, чем эмоция, состоянием и не выражается бурно, как страсть (эмоция). Чувства можно определять интеллектуальными, моральными или аффективными причинами. Говорят об эстетических и религиозных чувствах, о симпатии, восхищении, неприязни, горделивости, стыде. Все эти чувственные проявления являются психическими состояниями, которые аффективно «окрашивают» восприятия и поведение человека. Чувства связаны с глубокими влечениями индивидуума, с его наклонностями, с удовлетворенными или фрустрационными желаниями. Психоаналитики принимают (несмотря на то, что это в некоторой степени противоречит ряду основных определений) неосознаваемыми чувства вины, агрессии, малоценности и др. Проявления чувств во многих случаях изменяются (нарушаются) во время невротических, в особенности психических, расстройств - при т. н. аффективных психозах и других состояниях с наличием эмоциональных изменений.
Ч., беспредметное. В психиатрии - общее название эмоциональных состояний (страха, внутреннего беспокойства, тревоги, грусти, веселья, счастья и др.), возникающих у психически больного без причинной связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.
Ч. долга. Свойство личности, которое делает общественные, в особенности моральные, нормативные системы побудительного характера в высшей степени обязательными для собственного поведения. Ч. д. делает возможной, сообразно с нормами, саморегуляцию поведения, что имеет место и при изменяющихся, затрудняющих или противодействующих внешних и внутренних обстоятельствах, представляя собой одну из сторон совести. При некоторых психических расстройствах обнаруживается изменение в степени выраженности этого человеческого качества - в направлении уменьшения, а в некоторых случаях - и усиления (из-за болезненных мотивов).
Ч. локализации (от лат. Localisatio - сосредоточение, ограничение определенного участка, 1осш - место). Разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять точно место раздражения. При некоторых неврологических, а также при невротических и психических расстройствах можно наблюдать смущение в возможностях точной чувствительности.
Ч. малоценности. Отсутствие (или уменьшение) чувства собственной ценности; обычно это признак невротического развития. Пациент ощущает себя психически или телесно несовершенным, неполноценным. В малой степени и в отдельных аспектах каждый человек переживает иногда Ч. м. Однако когда оно достигнет значительной силы, тогда говорят о комплексе малоценности. Ч. м. при невротическом развитии подлежит лечению посредством психотерапии. При тяжелом чувстве малоценности, которое, напр., наблюдается при реактивных или эндогенных депрессиях, существует опасность самоубийства.
Ч. неполноценности. В психиатрии - переживание психически больным своей физической, интеллектуальной или моральной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценной идеи, депрессии и(или) бреда. Ср. Адлера, индивидуальная психология.
Ч. «овладения». Проявление бреда преследования - в плане психического автоматизма: больные уверены, что они не принадлежат самим себе; все их поступки, движения совершаются помимо воли и желания; мысли, чувства, желания, стремления возникают под влиянием вмешательства извне, по воле преследующих их людей и самим больным не контролируются.
Ч. ответственности. Свойство характера, обусловленное в своей сущности моралью. Ч. о. предполагает идентификацию с нравственными ценностями, с моральными и политическими принципами и проявляется как отношение к долгу и увязке. Оно тесно связано с совестливостью, углубленностью, озабоченностью о других и верностью, противоположно равнодушию и безответственности. При разных психических болезненных расстройствах можно наблюдать изменения в диапазоне чувства ответственности - в некоторых случаях оно показывает ослабление, а в других (также по болезненным мотивам) может проявиться как усиление.
Ч. - потери чувств. Утрата способности реагировать на происходящие события, мучительное бесчувствие, напр. при психогенном «эмоциональном параличе».
Ч., пространственное. Разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местонахождение источника раздражения в пространстве. Расстройства Ч. п. наблюдаются при неврозах и некоторых органических мозговых повреждениях.
Ч. сделанности. Частый признак псевдогаллюцинаций, один из этапов формирования возникающего в связи с псевдогаллюцинациями бреда. Ч. с. - это осмысление больным причины появления псевдогаллюцинаций. Оно само еще не имеет сюжета, но предшествует бреду, обладающему сюжетом, фабулой. Предполагается, что между ощущением сделанности псевдогаллюцинаций и появлением их бредовой интерпретации проходит какое-то время.
Ч. «Я» - см. Сознание идентичности «Я».

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Чувство
См. также подчиненная функция. Я причисляю чувство к четырем основным психологическим функциям. Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от "представлений" или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода). [К истории понятия чувства и к теории чувства ср. /78; 94; 127/]
Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его.
Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. [К вопросу о различии чувства и ощущения см. /78- Bd.1. S.350 ff/] Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект (см.), который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс.
Обычно "простое" чувство конкретно (см.), то есть смешано с элементами других функций, например очень часто с ощущениями. В таком, специальном случае чувство можно обозначить как аффективное или же (как в настоящей работе) чувство-ощущение, причем под этим понятием я разумею прежде всего нераздельное слияние чувства с элементами ощущения. Такое характерное смешение находится везде, где чувство оказывается недифференцированной функцией, яснее всего в психике невротика с дифференцированным мышлением. Хотя чувство само по себе есть функция самостоятельная, однако оно может оказаться в зависимости от другой функции, например от мышления, вследствие чего возникает такое чувство, которое сопровождает мышление и лишь постольку не вытесняется из сознания, поскольку оно укладывается в интеллектуальные сочетания.
От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное; как абстрактное понятие (см. мышление) отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает "настроение" или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя. Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.
Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства. Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства. Сколько есть различных, интеллектуально постигаемых классов содержаний, столько можно установить и различных чувств, но сами чувства этим отнюдь еще не классифицируются исчерпывающим образом, потому что кроме всех возможных интеллектуально постигаемых классов содержаний существуют еще чувства, не укладывающиеся ни в какие интеллектуальные рубрики. Уже сама мысль о классификации интеллектуальна и поэтому несоизмерима с сущностью чувства. Поэтому мы должны удовлетвориться указанием на границы данного понятия.
Способ оценки при помощи чувства можно сопоставить с интеллектуальной апперцепцией как апперцепцию ценности. Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом почувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленость была бы не направленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения. Когда общая установка индивида ориентируется чувствующей функцией, то мы говорим о чувствующем типе (см. тип).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
371.19 кб

Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании

Bespalov Boris Ivanovich, Leonov Sergey Vladimirovich
The method of diagnostics of the sense of the musical tempo, pace of internal count and concurrent execution of movements of sportswomen in synchronized swimming is described.
Читать PDF
128.91 кб

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Юлия Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию чувства юмора как субъективного феномена.
Читать PDF
262.17 кб

Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьнико

Мякотина О. В.
Читать PDF
128.91 кб

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Ю. И.
Читать PDF
446.46 кб

Гендерные различия переживания чувства вины

Кадыров Руслан Васитович, Манхаева Ольга Михайловна
Представлен анализ результатов исследования гендерных различий переживания чувства вины.
Читать PDF
1.39 мб

Модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безоп

Богомаз С. А., Козлова Н. В.
Представлена модель личностного развития подростков и юношей с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества.
Читать PDF
430.73 кб

Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации

Сергеев А. А., Макарова Л. С., Одинцова Л. А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и ее роль в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации.
Читать PDF
110.47 кб

Психологические особенности чувства вины у лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы

Погонина Е. А.
Читать PDF
549.99 кб

Доминирующие чувства как характеристики духовных и душевных сил

Куликов Л.В.
Читать PDF
938.67 кб

Диагностика чувства времени у спортсменок высшей квалификации по синхронному плаванию

Беспалов Борис Иванович, Леонов Сергей Владимирович
В работе изучались индивидуальные особенности чувства времени у спортсменок молодежной сборной команды РФ по синхронному плаванию.
Читать PDF
241.24 кб

Психологические особенности формирования чувства собственного достоинства у подростка в отношениях «

Мордасова О. С.
The article is devoted to one of the urgent problems of psychology and pedagogics, the problem of formation of teenager's sense of self-respect in the relations «teacher pupil».
Читать PDF
1.17 мб

Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях

Мягкова Мария Алексеевна
На сегодняшний день институт семьи переживает серьезные изменения, одним из которых является рост числа неполных семей.
Читать PDF
215.06 кб

Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников

Лашкова Г. Н.
Читать PDF
4.69 мб

Роль чувства юмора в сфере интеграции образования

Сычев А. А.
Читать PDF
469.66 кб

Психодинамика чувства юмора

Сочивко Д. В.
в статье раскрыты возможности психодинамического анализа чувства юмора в соответствии с изменениями в структуре субъективного психологического времени.

Похожие термины:

  • АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

    Устаревший термин, использовавшийся для обозначения чувства депрессии, отчаяния, огорчения. См. астенический тип.
  • Эстетические чувства

    форма эстетического отражения: через отношения красоты и уродства, трагического и комического, юмора, сарказма, «смеха сквозь слезы», возвышенного и др.
  • Галлюцинации общего чувства

    то же, что висцеральные галлюцинации.
  • Глубина чувства

    определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.
  • ЧУВСТВА ГНОСТИЧЕСКИЕ

    термин А.А.Меграбяна (1959), обозначает высшие эмоции, связанные с познавательными процессами (любознательность, пытливость, чувство радости от удачной мысли, решения задачи и т.п.).
  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

    стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы
  • Интеллектуальные чувства

    любознательность, любопытство, радость решения задачи, удивление и др. Синоним — познавательные Ч.
  • Мировоззренческие чувства

    переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориент
  • Моральные чувства

    патриотизм, интернационализм, Ч. долга, товарищества, сострадания, симпатии, антипатии, любви и ненависти и др.
  • Нравственные, моральные чувства

    переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

    это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям. Источниками возникновения Н.ч. являются: экономические и социально-политиче
  • Учет чувства неполноценности собеседника

    Человек может страдать этим недостатком по тому или другому случаю. Тактичность требует, чтобы общение не доставляло ему отрицательных эмоций. Так, при слепом не говорят о красоте какого-то пейзаж
  • Симптом чувства нереальности

    Jaskin, 1935) – ощущение нереальности окружающего и/или себя самого при анестетической депрессии. Нередко возникает также чувство разобщенности с внешним миром. См. Гипоаутогнозия.
  • Низость, низменные чувства

    от представлений о том, что на небе расположена положительная сущность, а в аду, внизу – отрицательная, также и от представлений, что людям высшего общества свойственно благородство, а людям низши
  • ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ

    чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. вклю
  • Обобщенные чувства

    переживания, отражающие более или менее устойчивые отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, не опосредованные конкретным предметом или явлением.
  • ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА

    Методика, применяемая в недерективной терапии, в которой терапевт перефразирует то, что сказал клиент с акцентом на эмоциональных аспектах.
  • ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

    Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги "Не говори "да", когда хочешь сказать "нет"", поведенческий психот
  • Праксические чувства

    чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство н
  • Предметные чувства

    связанные или направленные на определенное событие, лицо, явление.