ЧТЕНИЕ
ЧТЕНИЕ
вид коммуникативной деятельности; категория библиотечной психологии; сложный сенсорно-мыслительный навык восприятия знаков и воспроизведения вслух или в уме понятий, обозначаемых их сочетаниями. Ч. может быть не только текста, но и показаний приборов или их пультов.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Чтение
чтение не установление простой ассоциации между письменными знаками и звуками, соответствующими им. Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления. (3.5, 444) См. Высшие психические функции, Мышление
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Чтение
Человеческое действие, которое можно осуществлять после серьезной подготовки по ознакомлению с писменными знаками, упражнения по их сочетанию в слова, а слов - в выражения, причем происходит ознакомление с текстом. Ч. можно осуществлять одновременно с произношением вслух слов текста, а также - без такого произношения. Усвоение чтения создает огромные возможности для получения богатой информации, а также для ускорения процессов специализации, которая начинается с речи. Для усвоения чтения, а также его осуществления необходимы определенные интеллектуальные и сенсомоторные возможности. Существуют различные методы обучения чтению, основными из которых являются: синтетические («слоговые» - буквы, символизирующие звуки, сочетаются в слоги, слоги - в слова и предложения) и аналитические (глобальные, при которых фразы анализируются). При некоторых неврологических, невротических и психических заболеваниях наблюдаются временные или длительные расстройства возможности чтения.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Чтение
общеславянск. от «чисти», «чьту» - почитать, читать) - 1. вообще – процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Этот процесс представляется весьма сложным и во многом не слишком понятным, что иллюстрируют следующие два примера: а) во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, то есть системы письменности. Например, чтобы читать по-английски, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками письма и звуками речи, то есть перевести письменную речь в устную (спеллингование – от англ. spell – читать или произносить слова по буквам). В русском языке это делать ещй труднее. В логографической (иероглифической) системе письменности такой трудности не существует, там каждый письменный знак соответствует определенному понятию; б) во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический, то есть понимание прочитанного. Например, один человек свободно владеет языком, но не умеет на нем читать, а другой может читать, но не понимает значения многих слов, и оба эти случая представляют разные умения, необходимые для чтения одному человеку; 2. более широко – процесс извлечения информации также из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ и жестов, азбуки Морзе и др.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЧТЕНИЕ
При чтении, то есть определении смысла того, что напечатано на странице, задействован ряд специфических процессов. Когда мы читаем, наши глаза постоянно совершают быстрые движения, перескакивая с одного знака на другой. Эти быстрые движения называются саккадами, и каждая из них длится около 15 миллисекунд. После каждой саккады наши глаза останавливаются на одной точке в течение приблизительно 250 миллисекунд, перед тем как приступить к очередной саккаде. Именно в это время, когда наши глаза неподвижнымы можем осознавать информацию.
Одна из причин, по какой глаза движутся по странице, заключается в том, что интересующие нас слова должны находиться в центре поля видимости; эту область мы воспринимаем наиболее четко. Отождествление и осмысление печатных или письменных слов требует обработки информации на трех уровнях. Для начала нужно обработать информацию о прямых и кривых линиях и с ее помощью отождествить отдельные буквы в слове. Отождествив буквы, мы должны отождествить все слово целиком. Но это очень сложный процесс, и маловероятно, чтобы он происходил посредством последовательного перехода от расшифровки букв до составления из них слова. Скорее всего, процесс этот интерактивный, то есть черты целого слова помогают определить конкретные буквы, и наоборот, отдельные буквы помогают нам узнать все слово.
Одно из центральных понятий в психологии чтения и распознавания слов — это внутренний словарь. Наш внутренний словарь содержит все сведения о знакомых нам словах, включая их значение, написание, произношение и роль, которую они могут играть в предложении. Каждый раз при чтении слова мы обращаемся к этому словарю, но каким образом мы так быстро и правильно находим нужное слово? Согласно одному из предположений, люди могут опознавать слово непосредственно по совокупности напечатанных букв. То есть, посмотрев, например, на слово «просто», мы мгновенно соотносим его с нужным словом внутреннего словаря.
См. также статьи «Дислексия», «Когнитивная психология», «Развитие речи», «Хомски, Ноам».
Одна из причин, по какой глаза движутся по странице, заключается в том, что интересующие нас слова должны находиться в центре поля видимости; эту область мы воспринимаем наиболее четко. Отождествление и осмысление печатных или письменных слов требует обработки информации на трех уровнях. Для начала нужно обработать информацию о прямых и кривых линиях и с ее помощью отождествить отдельные буквы в слове. Отождествив буквы, мы должны отождествить все слово целиком. Но это очень сложный процесс, и маловероятно, чтобы он происходил посредством последовательного перехода от расшифровки букв до составления из них слова. Скорее всего, процесс этот интерактивный, то есть черты целого слова помогают определить конкретные буквы, и наоборот, отдельные буквы помогают нам узнать все слово.
Одно из центральных понятий в психологии чтения и распознавания слов — это внутренний словарь. Наш внутренний словарь содержит все сведения о знакомых нам словах, включая их значение, написание, произношение и роль, которую они могут играть в предложении. Каждый раз при чтении слова мы обращаемся к этому словарю, но каким образом мы так быстро и правильно находим нужное слово? Согласно одному из предположений, люди могут опознавать слово непосредственно по совокупности напечатанных букв. То есть, посмотрев, например, на слово «просто», мы мгновенно соотносим его с нужным словом внутреннего словаря.
См. также статьи «Дислексия», «Когнитивная психология», «Развитие речи», «Хомски, Ноам».
Источник: 101 ключевая идея психологии
ЧТЕНИЕ
1. В самых простых терминах – процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста. Этот процесс фактически является чрезвычайно сложным и только частично понятым, хотя два его критических аспекта заслуживают упоминания здесь. Во-первых, процесс чтения зависит от формата письма, см. орфография. Чтобы читать алфавитную систему такой письменности, как английская, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками на странице (буквами) и звуками речи, в то время как для того, чтобы читать логографическую систему, подобно китайской, необходимо соотносить знаки на странице (идеограммы) со словом или понятием языка, которые каждый из них представляет. Таким образом, алфавитные системы предполагают наличие стадии декодирования фонетического компонента, стадии, которой нет при использовании логографических систем. Следовательно, термин чтение обозначает различные когнитивные и перцептивные процессы в зависимости от орфографической формы. Во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический процесс. Рассмотрим гипотетический пример неграмотного греческого фермера и его друга английского профессора, образование которого позволяет ему знать, как произносятся все греческие буквы и комбинации букв, хотя он не может сказать ни слова на современном греческом языке. Профессор, глядя в греческую газету, произносит то, что для него является бессмысленными звуками. А его неграмотный друг полностью понимает их значение. Ни об одном из них нельзя сказать, что он читает, однако они вдвоем представляют те умения, которые должен иметь читающий. Задача этого примера состоит в том, чтобы разъяснить читателю, что многие упрощенные определения чтения, характеризующие этот процесс в терминах произнесения слов, вводят в заблуждение и затеняют глубокие, более важные аспекты этого сложного процесса. Вероятно, многие из проблем обучения чтению происходят из нашей неспособности пока еще полностью понять эти различные процессы. 2. Если более широко рассматривать понятие текст в приведенном выше простом определении, этот термин также будет применяться к извлечению информации из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ, жестов и т.д. 3. В парапсихологии – интерпретации предсказателя будущего, френолога, хироманта и т.д.