ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
это интеграционно-синтетический спектр знаний, кот. охватывает все отрасли-разделы духовной культуры и проблемы, связанные с тем, кто такой человек и как он взаимодействует-взаимосвязан с экстеросредой, природой, социумом, налично-экзистенциально-достоверным бытием, и какие необходимо апробировать-применить модусы-способы-методики дабы сам человек-субъект мог быть адаптивнее-оптимальнее к бытию, к коммуникативно-онтологическим факторам, связанным с общением между людьми; сами же знания могут быть всеобъемлющими-консолидационными, например, философскими, религиозными, онтологическими, парапсихологическими, психоаналитическими, психотерапевтическими, художественными, френологическими, физиогномическими и т.д.; ранее и в совр. эпоху многие проблемы, связанные с Ч. разрабатывались и разрабатываются М. Шеллером, Г. Олпортом, А. Геленом, Г. Щедровицким, Э. Кассирером, П. Сорокиным, Б. Ананьевым и др. иссл., в основном все ученые пытаются интегрировать-соединить-сочетать философско-антропологические концепции, гуманитарно-культурологическо-филологические построения-аксиомы, подключить в макромодель Ч. открытия коррелируемые с комплексно-социальными науками, модусы-приемы-методики культурологии, логики, эстетики и др. наук.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
ЧАЛАВЕКАЗНАЎСТВА / HUMAN STUDIES– широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которой находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Под Ч. также понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию Ч., то можно выделить, по крайней мере, четыре значения, различающихся своей широтой: 1) Ч. как вся совокупность знаний о человеке; 2) Ч. как все науки о человеке (научное Ч.); 3) Ч. как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии); 4) Ч. как физическая (в идеале биологическая) антропология (советская модель антропологии). Знания могут быть не только научные, но и вненаучные– фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и паранаучные (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипоте зы, науки и метафизики далеко на всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких разме - ров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины. За пределами науки– в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами– также ведутся поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике, психотерапии, медицине, политике и т. д.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
англ. anthropology; от греч. anthropos - человек + logos- слово) - широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Короче, под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию "Ч." и "антропологии", то можно выделить, по крайней мере, 4 значения Ч., различающиеся своей широтой: 1) Ч. как вся совокупность знаний о человеке; 2) Ч. как все науки о человеке (научное Ч.); 3) Ч. как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии); 4) Ч. как физическая (в идеале биологическая) антропология (сов. модель антропологии).
Знания м. б. не только научные, но и вненаучные - фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и "паранаучные" (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины. За пределами науки - в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами - также ведется поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике (см. Психологическая педагогика), психотерапии, медицине, политике и т. д.
Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека. Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о душе. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2 различных начал: души и тела (см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема). Говоря языком нем. классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа.
Человек - его повседневные труды и заботы, героические дела и авантюрные приключения, бурные страсти и нежные чувства, многообразие человеческих судеб, характеров, мотивов - занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном (см. Психологизм). Мир художественных образов имеет особенно большую ценность для психологии и др. наук, связанных с человеческой душой; отметим, в частности, тот факт, что литературные персонажи довольно часто служат прототипами и эпонимами для психологических и психиатрических концептов (напр., эффект Пигмалиона, принцип Поллианны, синдромы Алисы в стране чудес, Манилова, Хлестакова и Мюнхгаузена; этот список можно было бы расширить за счет названий синдромов и комплексов, связанных с мифологическими личностями - Геракл, Эдип, Диана, Каин и т. д.). Можно считать вполне основательным давнее предложение Гордона Олпорта связать литературный подход к исследованию личности с научным, создав научно-гуманистическую систему изучения личности (см. Знание живое, Психология искусства). Такая система должна быть взаимополезной, поскольку, как писал Анатоль Франс: "Наука без литературы схематична и груба; литература без науки пуста, ибо сущность литературы - знание".
Интерес к человеку обнаруживается у самого истока великой древнегреч. философии. Ее призыв к человеку - познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч. Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения был И. Кант. В "Антропологии с прагматической т. зр." (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. По Канту, антропология, как "учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде", заслуживает название "мироведения". В качестве его источников Кант указывал: самонаблюдение; наблюдения за др. людьми; сообщения путешественников о др. народах; всеобщую историю и биографии; художественную литературу. Возрождение философской антропологии в XX столетии связывают с творчеством М. Шелера. Шел ер и его последователи (Г. Плеснер, А. Гелен, А. Портман и др.) стремились соединить философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека.
Велико и неоднородно религиозное знание о человеке. Во-первых, человек всегда был одним из важнейших объектов вероучения, вследствие чего самопознание выступало как необходимый элемент воспитания человека. В систематическом и истолкованном виде канонические знания о человеке представлены в религиозной (теологической) антропологии. Во-вторых, самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в самых разных религиозных системах, в частности в пифагореизме, индуизме, буддизме, суфизме и христианстве. Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика, см. Аскетизм). В-третьих, религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. "И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, - а себя самих оставляют в стороне!" (Августин).
Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К первым относят, напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки прежде всего интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными - гены, анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т. п. По давней традиции, к гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др. Удачно определил термин "гуманитарные науки" культуролог Г. Д. Гачев (1991): "Гуманитарные (от homo) - занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой, обществом людей. Это есть самосознание человечества, исполнение Сократовой заповеди: "Познай самого себя", есть рефлексия вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры". Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и гуманитарные (примером является как раз психология человека).
Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе весьма хитрый и основательно запутанный. Проводить границу между ними - занятие малопродуктивное. Западные социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и др. гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей - ее "двоюродными сестрами". Все они объединяются под разными именами: "социальные науки", "5м-хевиоральные науки", "общественно-психологические науки" (Питирим Сорокин) и т. д. Особо отметим, что в англоязычных странах антропология - это комплексная наука, включающая не только физическую (биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также доисторическую археологию и этнолингвистику. Своеобразие этого объединения заключается в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний). Фактически, некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство (напр., этнопсихология). Можно сказать, что идея Ф. Бэкона о принадлежности наук об обществе к Ч. доказала свою жизнеспособность. Также безосновательны усилия отделить от Ч. "науки о духе". Понимая это, Э. Кассирер для своего "Эссе о человеке" выбрал характерный подзаголовок: "Введение в философию человеческой культуры". С идеей преодоления раздробленности "отечественных" наук о человеке в 1960-е г. выступил психолог Б. Г. Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отвел психологии (см. Психологизм). В этом призыве не учитывается, что и лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение своих наук как связывающих естество- и обществознание. Др. подход к интеграции научного Ч. разрабатывался философом Г. П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится не по отношению к массивам знания, создаваемым отдельными науками, а по отношению к 3-м "полярным представлениям" человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Привычные образы структуры Ч. - "лестница", "дерево", "слоеный пирог", "иерархия". Психология в них либо вообще не представлена как самостоятельная наука (О. Конт), либо занимает срединное положение между социальными и биологическими науками. Более эффективен др. образ - сферическая структура, в которой нет разделения на крайних и срединных, на высших и низших, но м. б. введена многомерная система координат и полюсов. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
229.59 кб

«Современное человекознание» Б. Г. Ананьева: состояние и проблемы

Толочек Владимир Алексеевич
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день положения концепции Б. Г. Ананьева. Обсуждаются «открытые вопросы», ответ на которые предстоит дать современным исследователям. Показана роль концепции Б. Г.
Читать PDF
100.33 кб

Целостный подход к человеку. Рец. на учебник: Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализац

Ксенофонтов Валентин Иванович
Читать PDF
137.46 кб

2003. 01. 036. Зобовр. А. , келасьевв. Н. Самореализация человека: введение в человекознание: учеб.

Ремезова И. И.
Читать PDF
104.87 кб

Панорама развития философско}психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании

Семенов Игорь Никитович
В статье кратко дается общая характеристика философско-психологической системы одного из крупнейших отечественных психологов ХХ века С.Л.Рубинштейна.
Читать PDF
152.15 кб

Становление проблематики «Образа я» личности в человекознании

Мантрова Мария Сергеевна
В статье раскрыты основные теоретические аспекты изучения личности подростков. Подробно рассмотрена классификация типов «образа Я».
Читать PDF
974.69 кб

Инварианты психологического человекознания

Шувалов Александр Владимирович
В статье приведен историко-методологический обзор подходов к изучению проблемы человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания.
Читать PDF
77.12 кб

Креативность междисциплинарный феномен человекознания

Мороз Виктория Викторовна
В статье раскрывается значимость феномена креативности, несмотря на сложность конкретизации данного понятия. Способность к преобразованиям является ключевой характеристикой креативности.
Читать PDF
362.09 кб

Методологические аспекты психологического человекознания

Шувалов Александр Владимирович
Важной особенностью современного этапа развития системы гуманитарного знания является введение психологии в духовный контекст.
Читать PDF
207.28 кб

Центр научного человекознания (к семидесятилетию со дня открытия отделения психологии Ленинградского

Логинова Наталья Анатольевна
В 1944 г. в Ленинградском университете было открыто отделение психологии на философском факультете. Руководителем стал Б.Г. Ананьев. Ядро коллектива кафедры психологии составили психологи Института мозга ученики и последователи В.
Читать PDF
111.90 кб

Б. Г. Ананьев о проблемах человекознания

Мамзин Алексей Сергеевич
В статье рассматриваются антропологические и науковедческие идеи Б. Г. Ананьева и раскрывается их современное значение.

Похожие термины:

  • КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

    (Б.Г.Ананьев)Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция - это единый процесс во всей мно
  • ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

    в книге впервые предпринята попытка рассмотреть проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития объективных субъективных, относительных и абсолютных проц