человек, выполняющий операторскую деятельность (см. Оператор, Человек).
ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР
ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР
ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР
англ. human operator) - человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. См. Инженерная психология.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Человек-оператор
Словообразование. Происходит от лат. орeratiо - действие.
Категория. Компонент эргономического процесса.
Специфика. Человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления каким-либо процессом на основе его информационной модели.
Категория. Компонент эргономического процесса.
Специфика. Человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления каким-либо процессом на основе его информационной модели.
Человек-оператор
активное звено системы «человек-машина». Человека можно назвать оператором, если он:
а) осуществляет управление реальным объектом (транспортное средство, электростанция, система противовоздушной обороны, железнодорожная станция и т. п.);
б) это управление осуществляется не прямо, а опосредованно — на основе информационной модели, представляющей состояние объекта управления на средствах отображения информации (см. Информационная модель).
Основой профессиональной деятельности Ч.-о. выступает решение задачи управления на основе приема, переработки и трансформации информации, представленной в информационной модели.
В соответствии с этим ведущим профессионально важным качеством Ч.-о. выступает высокий уровень оперативного мышления. Именно оперативное мышление играет главную роль в организации когнитивной (познавательной) сферы Ч.-о. — организует его восприятие, внимание и память.
Специфика оперативного мышления в данном случае состоит в том, что в нем необходимо сочетание как вербальной (понятийной, знаковой), так и невербальной (образной) составляющих интеллекта. Это требование связано с тем, что: 1) оператор решает задачу чаще всего на основе информации, представленной на мнемосхеме в знаковой форме (вербальный интеллект); 2) он должен за этой информацией видеть реальный объект (образный интеллект).
Кроме того, мышление Ч.-о. должно обладать такими качествами, как прогностичность, гибкость, экономичность, быстрота, резистентность (способность решать задачи в условиях помех), системность (способность провести анализ объекта как системы).
Поскольку часто деятельность Ч.-о. связана с высоким уровнем эмоциональной напряженности, особым профессионально важным качеством оператора является стрессоустойчивость.
Литература
Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1982.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
а) осуществляет управление реальным объектом (транспортное средство, электростанция, система противовоздушной обороны, железнодорожная станция и т. п.);
б) это управление осуществляется не прямо, а опосредованно — на основе информационной модели, представляющей состояние объекта управления на средствах отображения информации (см. Информационная модель).
Основой профессиональной деятельности Ч.-о. выступает решение задачи управления на основе приема, переработки и трансформации информации, представленной в информационной модели.
В соответствии с этим ведущим профессионально важным качеством Ч.-о. выступает высокий уровень оперативного мышления. Именно оперативное мышление играет главную роль в организации когнитивной (познавательной) сферы Ч.-о. — организует его восприятие, внимание и память.
Специфика оперативного мышления в данном случае состоит в том, что в нем необходимо сочетание как вербальной (понятийной, знаковой), так и невербальной (образной) составляющих интеллекта. Это требование связано с тем, что: 1) оператор решает задачу чаще всего на основе информации, представленной на мнемосхеме в знаковой форме (вербальный интеллект); 2) он должен за этой информацией видеть реальный объект (образный интеллект).
Кроме того, мышление Ч.-о. должно обладать такими качествами, как прогностичность, гибкость, экономичность, быстрота, резистентность (способность решать задачи в условиях помех), системность (способность провести анализ объекта как системы).
Поскольку часто деятельность Ч.-о. связана с высоким уровнем эмоциональной напряженности, особым профессионально важным качеством оператора является стрессоустойчивость.
Литература
Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1982.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.