Человеческие факторы
Человеческий фактор
имеется в виду роль человека в системе человек-машина, человек-природные процессы, человек – социальные процессы и т.п.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
словосочетание, употребляемое в науке для указания на то, что происходящее событие существенно зависит от психологии и поведения участвующих в нем людей.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
англ. human factors).
1. Психологические, физиологические, антропометрические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом
управления. См. Эргономика.
2. Этот термин используется часто и как син. для термина "эргономика".
1. Психологические, физиологические, антропометрические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом
управления. См. Эргономика.
2. Этот термин используется часто и как син. для термина "эргономика".
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
основной фактор воинской деятельности, наряду с техническим и природным. Ч. ф. определяет эффективность ратного труда. Ч. ф. представляет собой актуализированный человеческий потенциал. Применительно к вооруженным силам Ч. ф. – это движущая сила воинской деятельности, которая проявляется в реализации духовных и физических возможностей, способностей и потребностей личного состава и характеризуется уровнем их боеспособности, морально-психологической подготовки, служебной и социальной активности, а также результативности воинской службы.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Генетический термин, чаще всего используемый в качестве названия профессиональной специальности, которая исследует так называемую систему "человек-машина". Основное внимание обычно сосредоточивается на проблемах восприятия, психофизики, принятия решений и других аспектах обработки информации. Этот термин, однако, также употребляется иногда для обозначения тех элементов ("факторов"), которые являются важными для этой специальности, включая оборудование, физическую среду, задачи и индивидов, выполняющих работу. См. индустриальная/ организационная психология, которая вообще рассматривается как более широкая область, разделом которой являются исследования человеческих факторов.
ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
1. В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.
2. В узком смысле - понятие, означающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы эргатической.
При определении и выделении фактора человеческого используются фундаментальные знания специальных наук о каждой из компонент системы. Но характеристики и свойства, фиксируемые в этом понятии, - это не изолированные признаки компонент системы эргатической, а ее совокупные системные качества, в наибольшей степени определяемые положением и функциями человека в системе.
3. Выражение, означающее в США область знания и профессию, определяемые в Европе термином эргономика. Возникло в результате буквального перевода и сокращения американского выражения "инженерия человеческих факторов" (human factors engineering).
2. В узком смысле - понятие, означающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы эргатической.
При определении и выделении фактора человеческого используются фундаментальные знания специальных наук о каждой из компонент системы. Но характеристики и свойства, фиксируемые в этом понятии, - это не изолированные признаки компонент системы эргатической, а ее совокупные системные качества, в наибольшей степени определяемые положением и функциями человека в системе.
3. Выражение, означающее в США область знания и профессию, определяемые в Европе термином эргономика. Возникло в результате буквального перевода и сокращения американского выражения "инженерия человеческих факторов" (human factors engineering).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. КЧ. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей частью психологические явления, возникающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психологическая наука призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими. Эту задачу психология решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей комплексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны определяться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них— учет при создании новой техники характеристик и возможностей челове.ка, согласование техники и условий труда с человеком. В этом случае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь —т отбор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных психологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
ЧАЛАВЕЧЫ ФАКТАР / HUMAN FACTOR– многозначный термин. 1. В широком смысле Ч. ф. обозначает возможность принятия человеком ошибочных решений или решений в конкретных ситуациях, различных отраслях деятельности. При разработке приборов стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Одна из первых попыток раскрыть содержание явления и понятия Ч. ф. была предпринята в 1930 г. советским ученым Н. М. Добротворским. Позже термин был сформулирован как результат перевода и сокращения выражения «human factors engineering» (буквально– «техника человеческих факторов»), используемого в США для обозначения как отрасли знаний, так и процесса проектирования систем «человек– машина» с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности деятельности человека (группы людей). Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп: недостатки информационного обеспечения деятельности (в особенности ситуации «незнания о незнании»); ошибки, вызванные внешними факторами (помехи, шумы, затрудняющие эффективную деятельность); ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека (эмоциональная напряженность, неустойчивость, снижение внимания, нервно-психическое истощение, усталость, утомление и др.); ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения (невозможность распределения внимания на большое количество объектов, превышение объема кратковременной памяти, возникновение очага возбуждения (доминанты), идущего в разрез с основной трудовой мотивацией, и т. д.). 2. Ч. ф.– основной фактор воинской деятельности наряду с техническим и природным, определяет эффективность ратного труда, движущая сила воинской деятельности, которая проявляется в реализации духовных и физических возможностей, способностей и потребностей личного состава. А. А. Ильюк определяет Ч. ф. воинских формирований как сформированное объективной действительностью интегральное единство рациональных (мотивационно-волевых) и чувственных (эмо циональных) качеств личного состава, которые побуждают военнослужащих к исполнению воинского долга, влияют на их состояние и поведение, определяют готовность личного состава к выполнению служебно-боевых задач и применение в элементах боевого порядка. В. П. Каширин утверждает, что ведущую роль в Ч. ф. играет духовная сторона, т. е. моральный дух войск, сил флота, личного состава подразделения, части. Моральный дух– это духовная готовность и способность личного состава переносить испытания войны, тяготы, лишения и трудности воинской службы и добиться победы над врагом, успешно выполнять поставленные военно-служебные задачи. Моральный дух имеет две стороны: статистическую (морально-психологический потенциал подразделения, степень его политической, нравственной, правовой и другой сознательности, компетентности, военно-профессиональной подготовленности, которые могут быть превращены в фактор достижения победы в бою, войне и т. д.) и днамическую (та или иная степень реализации и проявления морально-психологического потенциала военнослужащих при решении конкретных боевых и других военно-служебных задач). Выделяют четыре уровня Ч. ф.: «высокий»– личный состав, готовый полностью к выполнению служебно-боевых задач, такие боевые соединения целесообразно применять на главных направлениях действий и в определяющих элементах боевого порядка; «средний»– личный состав, готовый к выполнению задач ограниченно, такой состав целесообразно применять на второстепенных направлениях действий и в соответствующих элементах боевого порядка; «низкий»– личный, состав не готовый к выполнению служебно-боевых задач, его целесообразно применять на вспомогательных направлениях действий и в соответствующих элементах боевого порядка; «угрожающий»– личный состав деморализованный, привлекать его к выполнению служебно-боевых задач не рекомендуется. Т. В. Разина
Человеческие факторы
human factors) Этими двумя словами стали обозначать многоотраслевую прикл. науку и область практики, нацеленные на анализ и учет Ч. ф. в совр. технике, или взаимосвязей между технологическими процессами и продукцией (системами, средой, машинами), с одной стороны, и пользователями (операторами, ЛПР (лицами, принимающими решения), обслуживающим персоналом), с др. Хотя профилирующей дисциплиной здесь яв-ся психология, данная область тж включает инж. науку (прежде всего НОТ, электронику и машиностроение), вычислительную технику/программирование, физ. антропологию, физиол. и медицину, техническую эстетику, а тж общую и профессиональную педагогику. Специалисты в области Ч. ф. проводят эксперименты, обследования и анализы, с тем чтобы накопить знания, касающиеся взаимодействия чел. с техникой и технологиями, или решить прикл. задачи; практики используют эти знания при разраб. и эксплуатации технических средств, сотрудничая с конструкторами и дизайнерами. Осн. объектом их внимания яв-ся совместная работа людей и машин или грамотные действия людей, обслуживающих машины. В Европе и Азии аналогом "Ч. ф." яв-ся "эргономика" (от греч. ergon - работа и nomos - закон), делающая акцент на физиолог. аспектах труда и на эксплуатационных качествах машин и оборудования. Наука о Ч. ф. пытается усовершенствовать среду и действия чел. и машины либо путем изменения машин или среды т. о., чтобы они соответствовали челов. способностям и ограниченным возможностям, либо путем адапт. людей к требованиям, диктуемым машинами, с помощью процесса обучения и отбора. Изменение машин и среды составляет ту часть области Ч. ф., к-рую наз. "инженерией Ч. ф." (human factors engineering). Хотя отдельные исслед. Ч. ф. в сфере полиграфии, транспорта и строительства скоростных магистралей проводились и раньше, именно Вторая мировая война высветила потребность в изучении и оптимизации Ч. ф. в таких сложных военных системах, как самолеты, подводные лодки и радиолокационные установки. В итоге примерно в 50 ун-тах США и др. стран были организованы курсы и программы для аспирантов по изучению Ч. ф. Сначала они проводились гл. обр. на психол. факультетах, но затем осн. место действия переместилось в область орг-ции пр-ва. Работа по изучению Ч. ф. в невоенной индустрии началась в лабораториях компании Bell Telephone, но затем ее стали осуществлять и мн. др. крупные корпорации. Для военных было важно, чтобы оружие или транспортное средство действовало с максимальной эффективностью при первом же использовании его в бою, и наука о Ч. ф. могла в этом помочь. Нек-рые товаропроизводители стали использовать знания о Ч. ф. при выпуске продукции, поскольку их преследовали в судебном порядке, если они не удосуживались это сделать и с пользователями происходили несчастные случаи. Конкуренция среди интерактивных компьютерных систем придала новый импульс науке о Ч. ф., к-рая проанализировала и усовершенствовала размеры и форматы дисплеев, управляемых программными средствами. Мн. новые виды автоматических устройств, как военных, так и промышленных (напр., роботы), тж требуют поддержки Ч. ф. Один из первых шагов в анализе Ч. ф. - выявить те задания, к-рые должны быть автоматизированы, и те, к-рые должны выполняться людьми, а затем подобрать их наилучшие сочетания. Когда исслед. и практ. применение Ч. ф. находились в начальной стадии, они были направлены на решение относительно простых проблем. Дисплеи и приборы управления продолжают привлекать внимание науки о Ч. ф., т. к. они представляют собой связующее звено между чел. и машиной, но объектами ее изучения стали тж и более крупные узлы (пульты и панели), а затем и подсистемы или целые системы. Было проведено немало сложных экспериментов со мн. переменными с целью выяснения максимальной рабочей нагрузки, специфики технологических процессов и методов подготовки операторов. См. также Инженерная психология, Промышленная и организационная психология X. М. Парсонс
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006