ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
это аддитивность тезисов-аксиом-принципов исследования-интерпретации психики, сознания, процессов сознательного и подсознательного и поведенческих паттернов-реакций, как целостно-суммационных факторов-матриц-моделей; по мнению некот. иссл. базально-кардинальными единицами-компонентами Ц.п. явл.; дифферентация-фиксация-дефикиция структурных единиц анализа, кот. эквивалентны-конгруэнтны экспликациям-интерпретациям предикатов-свойств целостной модели; дефиниция-обнаружение суммационных феноменов на том или ином этапе развития, например, психологическое поле и его законы в гештальт-психологии, действие, как единица деятельности (по Леонтьеву), феномены центрации и эгоцентрической речи (Пиаже) и т.д; установление-дефиниция-аффирмация, связанные с тем, является ли система-модель равнозначной-тождественной сумме своих составляющих компонентов; выработка-модификация общесубстанциональных законов-постулатов генезиса-эволюции целостной модели-системы.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
англ. holistic approach) (в психологии) - совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.:
1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их - так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого - психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии);
2) выделение "целостных" единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого (так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);
3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы "психологического поля" в гештальт-психологии, эмоции и "структуры" вЛейпцигской школе, "ведущая деятельность" в концепции Д. Б. Эль-конина и др.);
4) законы развития целого.
Ц. п. был введен в психологию гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, "описательной психологии" В.Дилыпея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., в соответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см. Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства и компоненты, а также занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п. (Е. Е. Соколова.)
1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их - так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого - психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии);
2) выделение "целостных" единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого (так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);
3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы "психологического поля" в гештальт-психологии, эмоции и "структуры" вЛейпцигской школе, "ведущая деятельность" в концепции Д. Б. Эль-конина и др.);
4) законы развития целого.
Ц. п. был введен в психологию гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, "описательной психологии" В.Дилыпея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., в соответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см. Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства и компоненты, а также занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п. (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004