единство убеждений и действий.
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Целостность
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
ЦЕЛОСТНОСТЬ
1. Внутреннее единство объекта, взаимосвязанность и взаимозависимость его частей. 2. Относительная автономность, внутренняя согласованность и одновременно независимость объекта или явления от других объектов и явлений окружающей среды.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Wholeness; Ganzheit) - состояние, в котором сознание и бессознательное сотрудничают вместе в гармоническом согласии.
Согласно Юнгу, целостность соответствует здоровью, одновременно представляя потенциал и способность. Отсюда достижение целостности можно рассматривать как цель или назначение жизни. Взаимодействие со средой и другими людьми может способствовать или, напротив, мешать этому процессу в зависимости от обстоятельств. Для Юнга целостность больше означала "полноту", нежели "совершенство".
Идея целостности связана с понятием противоположности. Если две конфликтующие противоположности сходятся вместе и синтезируются, то результат входит в большую целостность.
Порой жажда целостности может обернуться бегством от психологического конфликта.
Согласно Юнгу, целостность соответствует здоровью, одновременно представляя потенциал и способность. Отсюда достижение целостности можно рассматривать как цель или назначение жизни. Взаимодействие со средой и другими людьми может способствовать или, напротив, мешать этому процессу в зависимости от обстоятельств. Для Юнга целостность больше означала "полноту", нежели "совершенство".
Идея целостности связана с понятием противоположности. Если две конфликтующие противоположности сходятся вместе и синтезируются, то результат входит в большую целостность.
Порой жажда целостности может обернуться бегством от психологического конфликта.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Целостность
принцип биоэтики, выдвинутый европейскими учеными для обозначения того, что обеспечивает как физическую, так и психическую тождественность личности самой себе, ее самоидентификацию, и поэтому не должно подвергаться манипуляциям или разрушению. Ц. связана с "жизненной историей" индивида, которая создается памятью о наиболее важных событиях собственной жизни, интерпретацией жизненного опыта и самоидентификацией индивида. Некоторые медицинские вмешательства, направленные на восстановление здоровья, улучшение состояния человека, часто бывают связаны с нарушением Ц. Необходимость защищать психофизическую Ц., минимизировать ее нарушения требует разработки этических и правовых норм, относящихся, в частности, к манипуляциям и вмешательствам в генетическую структуру индивида, к проблеме использования частей человеческого тела — органов и тканей и др.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
ЦЕЛОСТНОСТЬ
целостность восприятия) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. В этой закономерности просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Но здесь целостность выступала как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривала целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность - некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЦЕЛОСТНОСТЬ
(Wholeness; Ganzheit). Наиболее полное в возможном отношении выражение всех аспектов личности как в себе самой, так и в отношении с другими людьми и с внешней средой. Согласно Юнгу, Ц. соответствует здоровью. Как таковая она одновременно представляет собой потенциал и способность. Мы рождаемся, обладая основополагающей Ц., но по мере роста эта Ц. разрушается и превращается в нечто более дифференцированное (см. САМОСТЬ). С этой точки зрения, достижение сознательной Ц. можно рассматривать как цель или назначение жизни. Взаимодействие с другими или со средой может способствовать или, наоборот, не способствовать этому процессу в зависимости от обстоятельств. Ц. тем не менее следует рассматривать во всех ее аспектах применительно к конкретному индивиду и, следовательно, как достижение скорее качественное, нежели количественное. Хотя Ц. как таковую невозможно активно искать или добиваться, нетрудно заметить, сколь часто жизненный опыт содержит ее в себе в качестве скрытой цели. Связь с творчеством подчеркивает, что Ц. и здоровье относительные понятия, отличающиеся от нормальности или конформизма (см. АДАПТАЦИЯ; ИСЦЕЛЕНИЕ; ИНДИВИДУАЦИЯ). Значение, в котором использовал Юнг слово «целостность», больше означает «полноту», нежели «совершенство». Идея Ц. связана с теорией противоположностей. Если две конфликтующие противоположности сходятся вместе и синтезируются, то результат входит в большую целостность (СМ. КОНЪЮНКЦИЯ; МАНДАЛА). Юнга беспокоило то, что западная культура вообще и христианство в частности проигнорировали два жизненно важных для Ц. элемента: женское начало (см. АНИМА и АНИМУС; УСПЕНИЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ; ПОЛОВАЯ РОЛЬ) и зло или мужскую деструктивность (см. ТЕНЬ). Юнг осознавал, что человек может достичь заметной видимости Ц., являющейся поддельной (Соб. соч. Г. 7. Парагр. 188), и в этом случае какой-нибудь слишком горячий приверженец или фанатик может принять желаемое за действительное. Жажда Ц. может обернуться бегством от психологического конфликта. Идеи Юнга наряду со многими достижениями современной мысли демонстрируют холистический склад ума (хотя сам Юнг не употреблял это слово). См. ПЛЕРОМА, ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ПСИХОИДНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, СИНХРОНИЯ; МИР ЕДИНЫЙ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.