это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
1. Выбор, определение или осознание человеком цели своего действия или деятельности в целом. 2. Внутренний, психологический акт, процесс, связанный с определением, выбором или осознанием человеком цели своего поведения. См. действие, деятельность, цель.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Целеполагание
1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
МЭТАМЕРКАВАННЕ / GOAL-SETTING– 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого являются генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности. Ц.– процесс выбора идеи, средств, ресурсов и установление границ допустимых отклонений в осуществлении этой идеи. Ц.– ключевой механизм в любой деятельности, ориентирует человека на достижение результатов. Ц.– важнейший процесс, влияющий на успешность выполнения деятельности (А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомиров). Процесс Ц.– умение самостоятельно ставить и достигать социально значимых целей, происходит на сознательном уровне. При этом Ц. осуществляется на двух уровнях– внешнем и внутреннем. На внешнем уровне ставятся конкретные цели, на внутреннем– цели, опосредованные самоконтролем (С. Л. Рубинштейн). Ц.– один из компонентов функциональной системы способностей, который является определяющим для процесса формирования психологической системы деятельности (В. Д. Шадриков). Процесс Ц. есть способность личности к постановке целей и достижению желаемого результата; единство мотивов и средств, образующееся при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности и имеющее ценностно-рациональную природу. (В. А. Архипова). Способность к Ц. есть система личностных качеств и свойств, обладающих самоорганизацией, которая обеспечивает возможность осуществления и степень ус пешности процесса постановки целей (И. Н. Воробьева). При этом в структуре Ц. выделяют три компонента: интеллектуальный, личностный и деятельностный (И. А. Дмитриева). Исследования Ц. и планирования в масштабе всей жизни человека традиционно проводятся с помощью качественных биографических методов (интервью, анализ дневников, эссе, незаконченные предложения). Опросные количественные методики диагностики Ц. разработаны с позиций теорий самоуправления и саморегуляции (например, опросники «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахова, «Цель– средство– результат» А. А. Карманова ). В ряде методик жизненные цели диагностируются отдельными субшкалами, позволяющими определять направленность жизни («Шкала психологического благополучия» К. Рифф (Scales of Psychological Well-Being), «Тест жизненных стремлений» P. Райна и Т. Кассера (Aspiration Index) в адаптации Т. Д. Василенко, Ю. А. Котельниковой и А. В. Селина). И. В. Гайдамашко