ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира.

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
1. Выбор, определение или осознание человеком цели своего действия или деятельности в целом. 2. Внутренний, психологический акт, процесс, связанный с определением, выбором или осознанием человеком цели своего поведения. См. действие, деятельность, цель.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Целеполагание
1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
МЭТАМЕРКАВАННЕ / GOAL-SETTING– 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого являются генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности. Ц.– процесс выбора идеи, средств, ресурсов и установление границ допустимых отклонений в осуществлении этой идеи. Ц.– ключевой механизм в любой деятельности, ориентирует человека на достижение результатов. Ц.– важнейший процесс, влияющий на успешность выполнения деятельности (А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомиров). Процесс Ц.– умение самостоятельно ставить и достигать социально значимых целей, происходит на сознательном уровне. При этом Ц. осуществляется на двух уровнях– внешнем и внутреннем. На внешнем уровне ставятся конкретные цели, на внутреннем– цели, опосредованные самоконтролем (С. Л. Рубинштейн). Ц.– один из компонентов функциональной системы способностей, который является определяющим для процесса формирования психологической системы деятельности (В. Д. Шадриков). Процесс Ц. есть способность личности к постановке целей и достижению желаемого результата; единство мотивов и средств, образующееся при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности и имеющее ценностно-рациональную природу. (В. А. Архипова). Способность к Ц. есть система личностных качеств и свойств, обладающих самоорганизацией, которая обеспечивает возможность осуществления и степень ус пешности процесса постановки целей (И. Н. Воробьева). При этом в структуре Ц. выделяют три компонента: интеллектуальный, личностный и деятельностный (И. А. Дмитриева). Исследования Ц. и планирования в масштабе всей жизни человека традиционно проводятся с помощью качественных биографических методов (интервью, анализ дневников, эссе, незаконченные предложения). Опросные количественные методики диагностики Ц. разработаны с позиций теорий самоуправления и саморегуляции (например, опросники «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахова, «Цель– средство– результат» А. А. Карманова ). В ряде методик жизненные цели диагностируются отдельными субшкалами, позволяющими определять направленность жизни («Шкала психологического благополучия» К. Рифф (Scales of Psychological Well-Being), «Тест жизненных стремлений» P. Райна и Т. Кассера (Aspiration Index) в адаптации Т. Д. Василенко, Ю. А. Котельниковой и А. В. Селина). И. В. Гайдамашко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
426.08 кб

Целеполагание как механизм формирования профессионального сознания будущего учителя

Гуслякова Нина Ивановна, Жеребкина Валентина Федоровна
Обсуждаются основные подходы к исследованию проблемы целеполагания в психологии.
Читать PDF
272.00 кб

Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов

Кардовская Екатерина Константиновна
В статье рассматриваются рефлексия и целе-полагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов.
Читать PDF
314.25 кб

Целеполагание и мотивация

Глазунов Юрий Трофимович
Читать PDF
71.88 кб

Целеполагание и жизненный путь: акмеологические стратегии

Селезнева Е. В.
Анализируется содержание понятия «жизненный путь» с позиций акмеологии. Рассматривается роль целеполагания в построении жизненного пути.
Читать PDF
107.89 кб

Целеполагание в системе изучения математики в профильном военном образовании

Монахова Л. Ю.
Читать PDF
247.69 кб

Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»

Сиденко Елена Александровна
Читать PDF
170.72 кб

Харизматическая личность: целеполагание и мотивация

Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В.
В статье представлен анализ психологических концепций, посвященных исследованию харизматической личности. Показана специфика целеполагания и мотивации харизматической личности.
Читать PDF
548.68 кб

Целеполагание, целедостижение и волевая регуляция

Глазунов Юрий Трофович, Сидоров Константин Рудольфович
Рассматриваются особенности выдвигаемых человеком целей. Анализируется разнообразие способов их достижения и связанный с этим объём волевой регуляции. Рассмотрено отношение понятий «содержание цели» и «степень достижения цели».
Читать PDF
3.71 мб

Переводческая деятельность и целеполагание. Часть I. почему перевод рассматривается не только как ре

Шлепнев Дмитрий Николаевич
Настоящее исследование посвящено обсуждению существенных свойств переводческой деятельности, осознание которых необходимо как теоретику, так и практику и студенту-переводчику, и, конкретнее, определению цели этой деятельности.
Читать PDF
317.72 кб

Целеполагание как ресурс повышения эффективности спортивной деятельности

Сагова З.А.
Одним из наиболее ярких показателей эффективности деятельности человека является его способность к постановке и достижению цели.
Читать PDF
1,023.22 кб

Целеполагание как этап современного урока русского языка в условиях ФГОС

Филиппова Е.Г.
Читать PDF
94.52 кб

Целеполагание и целедостижение сущностные характеристики деятельностного процесса

Елена Михайловна Власова
Читать PDF
156.53 кб

Целеполагание нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова

Корниенко Е. Р.
В статье рассматривается идея формирования истинного сына Отечества как цель нравственного воспитания в педагогическом наследии Н. И. Новикова.
Читать PDF
74.96 кб

Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход

Слесаренко Инга Валерьевна
Рассматривается вопрос преподавания иностранного языка не в качестве цели обучения, а в качестве инструмента выполнения обучающей и профессиональной деятельности.
Читать PDF
116.15 кб

Российская модернизация: целеполагание в сфере политики

Макаренко Борис Игоревич