ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека.

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
общенаучный термин кибернетики, биологии, эргономики, педагогики и психологии: формирование объективных и субъективных целей, определяющих поведение и деятельность.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
процесс порождения новых целей; центральный момент в процессе осуществления действия и главный механизм формирования новых действий человека. Ц. – это одно из проявлений мышления.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Целеобразование
процесс порождения новых целей в поведении и деятельности человека. Механизмы Ц. различны: превращение внешнего требования в собственную цель, выбор одного объекта и способа удовлетворения потребности из многих возможных вариантов, выделение промежуточных целей, превращение предварительной цели в окончательную и т. д.
Литература
Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1977.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важнейших направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в актах оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ
процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:
1) предвосхищение полезного результата - потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект;
2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции). В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми - к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:
1) образование цели;
2) осуществление действия;
3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата. Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели - центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:
1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;
2) выбор одного из наличных требований;
3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;
4) превращение побочных результатов действия в цель;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;
6) выделение целей промежуточных;
7) переход от целей предварительных к окончательным;
8) образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной:
1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности;
2) роль эмоций в актах целеобразования;
3) оценки достижимости результата;
4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
235.89 кб

Целеполагание и целеобразование в педагогике фамилистики

Маврина Ирина Андреевна
В статье анализируются целеполагание и целеобразование как важные составляющие педагогического проектирования образовательных систем.
Читать PDF
958.66 кб

Пути формирования целеобразования как первой фазы учебной деятельности у учащихся начальных классов

Елецкая Ольга Вячеславовна, Паскина Наталия Викторовна, Пионтек Алла Владиславовна, Черевичная Наталья Николаевна
В статье в теоретическом аспекте рассматриваются современные представления о проблеме формирования целеобразования у учащихся с дизорфографией.

Похожие термины:

  • ЦЕЛЕКОНСТИТУТИВЫ-ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ

    это процессы генерации-репродукции новационных целей-смыслов-ориентаций-идей-концепций, кот. связаны-имплицированы с деятельностью-активностью субъекта и его ментально-рефлексивными актами; по характеру процессуальности-протекания Ц.-ц.