ЦЕЛЬ СЧМ

Найдено 1 определение
ЦЕЛЬ СЧМ
в общем случае модель необходимого будущего кибернетической системы, являющаяся той формой отражения действительности, которая объединяет прошлое, настоящее и будущее. Для СЧМ помимо этого можно определить и Ц. второго уровня (по отношению к модели необходимого будущего состояния) как модель необходимого будущего поведения системы и Ц. третьего уровня как модель настоящего поведения СЧМ. Все три модели (цели) состояния и поведения СЧМ на практике могут быть закреплены в структурной организации технической части системы в виде: 1) конечного состояния технической части СЧМ (соответствующего цели первого уровня); 2) динамического .состояния технической части СЧМ (соответствующего цели второго уровня); 3) фактического стереотипа поведения технической части системы (соответствующего цели третьего уровня). Эти три вида состояний образуют естественную иерархию Ц. первого, второго и третьего уровней. В зависимости от сложности системы число уровней Ц. может быть значительно большим, чем в данном простейшем случае. Более того, возможен так называемый эффект упрятывания целей, или субординации, сосредоточения функций (по Л. А. Орбели, Л. Берталанфи, М. И. Сетрову). Таким образом, сложная СЧМ состоит из множества подсистем, каждая из которых имеет свою иерархию Ц. в виде моделей конечного, динамического состояний и стереотипа поведения технических и человеческих подсистем. Поэтому в СЧМ при конкретном ее поведении Ц. «закреплены» в технической части структуры всей системы. Отсюда следует, что для системы в целом целостность ее структуры означает и целостность системы ее целей всех уровней для всех ее подсистем (как фактических, так и потенциальных). Поскольку при таком подходе для каждой из подсистем различаются три уровня Ц., то и целостность подсистем по таким целям целесообразно рассматривать состоящей из трех форм целостности, сопоставленных каждому из понятий Ц. (В. В. Павлов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г