БУЛЛИНГ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Буллинг
обозначает индивидуальные формы организованной травли сотрудников «один на один». Жертвой может быть кто угодно.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

Буллинг
(или травля; англ. bullying) - это преднамеренное поведение одного человека по отношению к другому с целью навредить или унизить. Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения. Таким образом, для буллинга характерно: · намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям. · психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного. Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, но и записывают это на видео и распространяют в сети интернет.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ ШКОЛЬНАЯ)
англ. bulling) – тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Б. – острый, но часто скрытый и психологически сложный процесс подавления школьника (школьников) одним, чаще – группой, учеников с использованием психологической или физической угрозы. В Б. есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. Жертвами издевательств становятся ученики, относящиеся к др. половозрастной, социальной или профессиональной (по роду занятий родителей) группе, этнической общности, с умственными и физическими недостатками. Среди них нередки случаи самоубийств и даже убийств. Дети, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать занятия в школе. Публикации на тему Б. появились еще в начале ХХ в., но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи (К. Хейнеманн, 1973; Д. Олвеус, 1984). По их данным, распространенность Б. составляет от 5 до 25 %. К тому же, Б. не является чем-то преходящим: страдания многих детей длятся годами. Некоторые специалисты приводят данные о 17–21 % распространенности Б. Указано, что 10 % детей регулярно подвергаются издевательствам со стороны одноклассников (раз в неделю и чаще), а 55 % – эпизодически. Специалисты отмечают причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся Б. Доказано, что искоренить Б. невозможно за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая стратегия вмешательства при Б. д. б. направлена на процесс в целом.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

БУЛЛИНГ
БУЛІНГ / BULLYING (от англ. bullying– запугивание, травля)– умышленное агрессивное преследование человека, совершаемое неоднократно и в течение долгого времени со стороны одного или нескольких лиц, в процессе которого человеку намеренно причиняется вред или дискомфорт посредством физического, вербального или иного воздействия для получения власти над ним. Данное определение сформулировано норвежским исследователем Д. Олвеусом– первопроходцем в изучении проблемы издевательств и автором широко известной в мире программы профилактики буллинга (The Olweus Bullying Prevention program). Д. Олвеус выделил три критерия отнесения действий к Б.: 1) намерение агрессора причинить жертве эмоциональный вред; 2) повторяющийся характер поведения; 3) реальное или воображаемое неравенство сил агрессора и жертвы. Он также указывает на основные виды буллинга: прямое физическое запугивание, прямое вербальное запугивание, косвенное/относительное запугивание и кибер/цифровое запугивание. Б. может осуществляться в виде индивидуальной (членом семьи, одноклассником, соседом, коллегой, начальником и т. д.) или групповой (большинством или всеми членами группы/сообщества) травли и проявляться как прямая агрессия, угрозы или действия, нацеленные на достижение доминирования, угнетения или причинения физического вреда жертве. Исследователи выделяют в Б. три стороны: агрессора (буллера), жертву и социальную среду (наблюдателей). Жертвами Б. могут выступать люди различных возрастных, гендерных, расовых, этнических, профессиональных групп, сексуальных ориентаций, социальных статусов. Б. может осуществляться в таких формах, как вербальное насилие (оскорбления, крики), насилие в письменной форме (текстовые и другие письменные сообщения), психологическое насилие (угрозы, помехи, сплетни, остракизм), материальное насилие (кража или порча вещей), сексуальное насилие (неуместные, унизительные или другие неприемлемые типы высказываний или поведения), а также в виде оскорбительных гримас, ухмылок, жестов, передразнивания, бойкота, толчков, ударов, устраивания темной, избиений и т. п. Б. по мере усиления может доходить до таких форм, как хайзинг (hazing– дедовщина, злые шутки над новичком), сталкинг (stalking– назойливое преследование), харрасмент (harassment– домогательство), ранкизм (rankism– оскорбительное, дискриминационное или эксплуатационное поведение по отношению к людям, которые наделены меньшей властью или статусом), моббинг (mobbing– психологическая травля сотрудника– подчиненного, коллеги или начальника, как правило, с целью его последующего увольнения). С развитием интернет-коммуникации широкое распространение получил такой вид Б., как троллинг (trolling– кибер/цифровой буллинг)– форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, которую используют как персонифицированные участники, заинтересованные в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимные пользователи (тролли) без возможности их идентификации. Для троллинга используются различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Формами троллинга являются анонимные угрозы, отредактированные фотографии, порноместь, запугивание, травля, распространение лживой, порочащей человека информации в социальных сетях; размещение в Интернете видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков и т. д. Особенностями кибербуллинга являются анонимность агрессора и больший охват возможных жертв. С ростом числа просмотров оскорбительного контента количество обидчиков также может начинать расти, как снежный ком. Все больше специалистов говорят о том, что Б.– это не следствие психологических или социальных характеристик жертвы, а скорее, производное от социальнопсихологических особенностей социальных групп, где формируется некая «хулиганская ментальность» или «культура травли», которая может укорениться в психологии социальных сообществ. Результатом Б. могут быть психические травмы, посттравматические расстройства, самоубийство жертв и свидетелей, формирование асоциальных личностей– буллеров, создание атмосферы агрессии, травли и конфликтов в социальных группах, смерть и травматизация буллеров вследствие мести со стороны жертв. Профилактика Б. ведется по линиям формирования в коллективах атмосферы взаимного уважения, обучения людей эмпатии, методам сдерживания агрессии, предупреждения конфликтов и регуляции психических состояний, разъяснения психологических и социальных последствий Б., правового воспитания людей, повышения ответственности за совершенные деяния, обучения родителей и педагогов практике выявления и пресечения Б., вовлечения людей, особенно молодежи, в различные формы деятельности. А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
93.40 кб

Буллинг как объект исследований и культурный феномен

Бочавер Александра Алексеевна, Хломов Кирилл Даниилович
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального контекста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки технологий изучения и профилак
Читать PDF
1.18 мб

Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков»

Бутенко Вера Николаевна, Сидоренко Оксана Александровна
В статье обсуждается феномен буллинга в подростковом возрасте, выделяются его основные формы, признаки проявления, причины.
Читать PDF
112.11 кб

Школьный буллинг как отражение развития группового субъекта деятельности

Гудзовская Алла Анатольевна, Манухина Анастасия Михайловна, Проскурина Анна Александровна
В статье рассматриваются векторы развития группового субъекта, основанные на осознанности и принятии субъектных позиций. Предлагается описание пяти уровней развития группового субъекта.
Читать PDF
270.64 кб

2015.03.018-019. БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Ядова М.А.
Читать PDF
365.32 кб

БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Ядова Майя Андреевна
Читать PDF
157.12 кб

Моббинг и буллинг: особенности проявления моббинга в России

Лучина Е.А.
Рассмотрены проявление психологического насилия в коллективе организации. такого как моббинг и буллинг, а также их последствия, классификации и разновидности в России.
Читать PDF
240.84 кб

Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимологии

Макарова Елена Александровна
В статье рассматриваются проблемы вербального и физического буллинга и его последствия для психологического здоровья всех его участников.
Читать PDF
3.72 мб

Буллинг в балетном образовании: постановка проблемы

Фомкин Алексей Викторович
Освещается проблема насилия (буллинга) в балетном образовании. Данная проблема поднимается в психолого-педагогической науке впервые.
Читать PDF
874.76 кб

Буллинг как социально-педагогическая проблема

Матвиенко Софья Васильевна
В статье рассматривается актуальная социально-педагогическая проблема школьный буллинг. Описываются последствия буллинга, отражающиеся на личностном развитии его участников.
Читать PDF
284.49 кб

Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка

Аптикиева Ляйля Рахматулловна
На сегодняшний день проблема буллинга среди подростков, является ещё мало изученной и не разработанной в нашей стране.
Читать PDF
1.04 мб

БУЛЛИНГ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧИТЕЛЯМ КАК НОВЫЙ ВИД ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА

Межевич Светлана Михайловна
В статье анализируется вопрос буллинга как нового образовательного конфликта в сфере средних общеобразовательных учреждений.
Читать PDF
275.37 кб

БУЛЛИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Горлова Ирина Юрьевна, Кузнецова Ольга Зориктоевна
В статье рассматривается буллинг как серьезная социально-педагогическая проблема. Дается психологическое определение понятию, называются его разновидности.
Читать PDF
335.32 кб

Буллинг в школе и не только

Дахин Александр Николаевич
Автор обращается к проблеме социализации школьников-подростков, приводящей, с одной стороны, к скрытой слабости сильного пола, с другой, к излишней эмансипации девочек.
Читать PDF
134.16 кб

Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребенка

Баркан А.И.
Цель статьи обратить внимание работников дошкольных учреждений на эмпатическое воспитание ребенка, необходимость привить ему такие ценности, как сочувствие и сострадание, милосердие и толерантность, умение поставить себя на место
Читать PDF
683.63 кб

Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников

Гребенникова Оксана Александровна, Добролюбова Мария Игоревна
статье представлен анализ проблемы буллинга в образовательной среде современной школы; раскрыты его причины и риски для здоровья учащихся.

Похожие термины:

  • БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ ШКОЛЬНАЯ)

    англ. bulling) – тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Б. –