БУЛЛИНГ
Буллинг
обозначает индивидуальные формы организованной травли сотрудников «один на один». Жертвой может быть кто угодно.
Буллинг
(или травля; англ. bullying) - это преднамеренное поведение одного человека по отношению к другому с целью навредить или унизить. Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения. Таким образом, для буллинга характерно: · намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям. · психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного. Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, но и записывают это на видео и распространяют в сети интернет.
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ ШКОЛЬНАЯ)
англ. bulling) – тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Б. – острый, но часто скрытый и психологически сложный процесс подавления школьника (школьников) одним, чаще – группой, учеников с использованием психологической или физической угрозы. В Б. есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. Жертвами издевательств становятся ученики, относящиеся к др. половозрастной, социальной или профессиональной (по роду занятий родителей) группе, этнической общности, с умственными и физическими недостатками. Среди них нередки случаи самоубийств и даже убийств. Дети, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать занятия в школе. Публикации на тему Б. появились еще в начале ХХ в., но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи (К. Хейнеманн, 1973; Д. Олвеус, 1984). По их данным, распространенность Б. составляет от 5 до 25 %. К тому же, Б. не является чем-то преходящим: страдания многих детей длятся годами. Некоторые специалисты приводят данные о 17–21 % распространенности Б. Указано, что 10 % детей регулярно подвергаются издевательствам со стороны одноклассников (раз в неделю и чаще), а 55 % – эпизодически. Специалисты отмечают причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся Б. Доказано, что искоренить Б. невозможно за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая стратегия вмешательства при Б. д. б. направлена на процесс в целом.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
БУЛЛИНГ
БУЛІНГ / BULLYING (от англ. bullying– запугивание, травля)– умышленное агрессивное преследование человека, совершаемое неоднократно и в течение долгого времени со стороны одного или нескольких лиц, в процессе которого человеку намеренно причиняется вред или дискомфорт посредством физического, вербального или иного воздействия для получения власти над ним. Данное определение сформулировано норвежским исследователем Д. Олвеусом– первопроходцем в изучении проблемы издевательств и автором широко известной в мире программы профилактики буллинга (The Olweus Bullying Prevention program). Д. Олвеус выделил три критерия отнесения действий к Б.: 1) намерение агрессора причинить жертве эмоциональный вред; 2) повторяющийся характер поведения; 3) реальное или воображаемое неравенство сил агрессора и жертвы. Он также указывает на основные виды буллинга: прямое физическое запугивание, прямое вербальное запугивание, косвенное/относительное запугивание и кибер/цифровое запугивание. Б. может осуществляться в виде индивидуальной (членом семьи, одноклассником, соседом, коллегой, начальником и т. д.) или групповой (большинством или всеми членами группы/сообщества) травли и проявляться как прямая агрессия, угрозы или действия, нацеленные на достижение доминирования, угнетения или причинения физического вреда жертве. Исследователи выделяют в Б. три стороны: агрессора (буллера), жертву и социальную среду (наблюдателей). Жертвами Б. могут выступать люди различных возрастных, гендерных, расовых, этнических, профессиональных групп, сексуальных ориентаций, социальных статусов. Б. может осуществляться в таких формах, как вербальное насилие (оскорбления, крики), насилие в письменной форме (текстовые и другие письменные сообщения), психологическое насилие (угрозы, помехи, сплетни, остракизм), материальное насилие (кража или порча вещей), сексуальное насилие (неуместные, унизительные или другие неприемлемые типы высказываний или поведения), а также в виде оскорбительных гримас, ухмылок, жестов, передразнивания, бойкота, толчков, ударов, устраивания темной, избиений и т. п. Б. по мере усиления может доходить до таких форм, как хайзинг (hazing– дедовщина, злые шутки над новичком), сталкинг (stalking– назойливое преследование), харрасмент (harassment– домогательство), ранкизм (rankism– оскорбительное, дискриминационное или эксплуатационное поведение по отношению к людям, которые наделены меньшей властью или статусом), моббинг (mobbing– психологическая травля сотрудника– подчиненного, коллеги или начальника, как правило, с целью его последующего увольнения). С развитием интернет-коммуникации широкое распространение получил такой вид Б., как троллинг (trolling– кибер/цифровой буллинг)– форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, которую используют как персонифицированные участники, заинтересованные в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимные пользователи (тролли) без возможности их идентификации. Для троллинга используются различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Формами троллинга являются анонимные угрозы, отредактированные фотографии, порноместь, запугивание, травля, распространение лживой, порочащей человека информации в социальных сетях; размещение в Интернете видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков и т. д. Особенностями кибербуллинга являются анонимность агрессора и больший охват возможных жертв. С ростом числа просмотров оскорбительного контента количество обидчиков также может начинать расти, как снежный ком. Все больше специалистов говорят о том, что Б.– это не следствие психологических или социальных характеристик жертвы, а скорее, производное от социальнопсихологических особенностей социальных групп, где формируется некая «хулиганская ментальность» или «культура травли», которая может укорениться в психологии социальных сообществ. Результатом Б. могут быть психические травмы, посттравматические расстройства, самоубийство жертв и свидетелей, формирование асоциальных личностей– буллеров, создание атмосферы агрессии, травли и конфликтов в социальных группах, смерть и травматизация буллеров вследствие мести со стороны жертв. Профилактика Б. ведется по линиям формирования в коллективах атмосферы взаимного уважения, обучения людей эмпатии, методам сдерживания агрессии, предупреждения конфликтов и регуляции психических состояний, разъяснения психологических и социальных последствий Б., правового воспитания людей, повышения ответственности за совершенные деяния, обучения родителей и педагогов практике выявления и пресечения Б., вовлечения людей, особенно молодежи, в различные формы деятельности. А. Г. Караяни