Брентано Франц

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Брентано Франц | Brentano, Franz (1838-1917)
Брентано, в противовес взглядам Вильгельма Вундта, заявлял, что главным методом психологии является наблюдение, а не экспериментирование. Он различал акт видения цвета и сенсорное содержание цвета.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

БРЕНТАНО ФРАНЦ
16.01.1838, Мариенберг – 17.03.1917, Цюрих) — австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии — „психологии акта“. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват доцент, затем профессор философии в Вюрцбурге. Автор книги „Психология с эмпирической точки зрения“ (1874).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

БРЕНТАНО ФРАНЦ
Brentano, 1838-1917) -нем. философ, в прошлом - католический священник, отказавшийся от сана из-за несогласия с доктриной о непогрешимости Папы. В самой известной его работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) была предложена программа построения психологии как самостоятельной науки. Свою концепцию психологии Б. назвал психологией акта. Оказал значительное влияние на понимание мышления в процессуальном аспекте в Вюрцбургской школе, на идеи Австрийской школы, развитие метода феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии и Лейпцигской школе, на развитие функционализма в психологии. Читая лекции по философии в Венском ун-те, оказал влияние на философские интересы 3. Фрейда, который во время учебы на мед. факультете намеревался даже защитить диссертацию по философии. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

БРЕНТАНО ФРАНЦ
(Brentano Franz) (1838—1917)-австрийский философ и психолог, активный защитник эмпирического, описательного подхода к изучению психики. Психологию, которую он призывал разрабатывать, он сам называл «психология действия» или «интенциальной психологией». По мнению Б.Ф., психология должна была стать наукой об актах сознания, так как никакая другая наука, кроме нее, не занимается изучением особых, интенциональных актов (преднамеренных, целенаправленных умственных или психических действий человека). Соответственно, существуют три основные формы таких актов: акты «представливания» чего-либо, акты суждения о чем-либо как об истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве принимаемого (желательного) или отвергаемого (нежелательного). Таким образом, Б.Ф. утвердил в психологической науке идею об активности сознания и стал одним из первых, кто в Европе приступил к разработке новой, функциональной психологии, сменившей впоследствии структурную психологию В. Вундта и Э. Титченера.
Соч.:Psychologie vom empirischen Standpunkt. Hamburg: Meiner, 1970. См. интенция, психология акта (психология действия), структурализм, функционализм, эмпирический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Брентано (Brentano) Франц
(16.01.1838, Мариенберг - 17.03.1917, Цюрих) - австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии - "психологии акта".
Биография. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват-доцент, затем (с 1872) профессор философии в Вюрцбурге и (с 1874 по 1896 г.) в Вене.
Исследования. Разработал основы описательной психологии, которая, в отличие от генетической психологии с ее причинным анализом, требует непосредственного описания психических явлений с дальнейшим определением их структуры. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком - интенциональностью, направленностью на иное. Ставил в основу постижения реальности природу сознания, в котором особую роль признавал за переживанием времени. Оказал существенное влияние на Вюрцбургскую школу.
Сочинения. Psychologie des Aristoteles. Mainz, 1867;
Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1889;
Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1889;
Von Klassifikation der psychologischen Phanomene. Lpz., 1911;
Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum, Hamb., 1976;
Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Hamb., 1979;
Избранные работы. М., 1996

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БРЕНТАНО ФРАНЦ
(1838 —1917)—австр. философ, катол. священник, один из учителей знам. философа, созд. феноменологии, Э.Гуссерля; в своем трактате «Психология с эмпирической точки зрения»(1874) он разработал программу построения психологии как автономной науки; свои же идеи в психологии Б. обозначил-назвал психологией акта, в основу которой им была положена аксиома о дифференциации между сферой внутренних душевных явлений и экстерофизическим миром; согласно концепции Б. эта дифференциация определяется тем, что сами акты сознания выстраиваются не из ощущений образов, а из самих актов, т.е. суждений, эмотивных оценок-модальностей, конструкций моделирующих-тектонизирующих представления, которые должны, в свою очередь, предполагать интенцию, интенциональные акты, спроецированные на тот или иной предмет, объект, явление действительности; Б. считал, что психология обязана изучать имманентный опыт субъекта в его реальных и естественных состояниях в контексте его интенциеактов; анализируя же психические феномены сознания, — а каждый психофеномен по Б. характеризуется тем, что в нем смоделирован интенционально-сосуществующий объект со всеми его атрибутами. Б. развивал мысль о том, что объект входим как интенциеакт в структуру самого сознания, он же и феномен, онтология которого и предоставлена в связи с тем, что он актуализирован-денотатирован-индексирован самим субъектом-индивидом в бытии; тем самым Б. представлял субъекта, как корреляционную модель той системы актов, которую ему необходимо постигать посредством динамики самонаблюдения, само-анализа; фундаментальные положения-постулаты Б. о предметности, целостности, структурности, активности самого сознания дали толчок к возникновению различных течений в западно-европейской психологии и философии, в частности, функционализму, феноменологическому методу Э. Гуссерля.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

БРЕНТАНО Франц

Brentano) Франц (1838-1917)— австрийский философ и психолог, профессор философии Вюрцбург-ского ун-та (1872) и Венского ун-та (с 1874), в котором преподавал философию в течение 20 лет. Учитель 3. Фрейда. Начинал свою деятельность в качестве католического священника. После принятия доктрины о непогрешимости Римского папы отказался от сана и занялся философией. Считался одним из лучших знатоков философии Аристотеля (384—322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1226—1274). Особое внимание уделял исследованию проблем философской психологии и непосредственно психологии. В 1874 г. опубликовал книгу Психология с эмпирической точки зрения, оказавшую влияние на формирование нового понимания возможностей психологии как науки и ее состояния на тот момент. В 1874— 1875 гг. университетский цикл его лекций по философии прослушал 3. Фрейд, который впоследствии изучал философию у Б. в приватном порядке. По рекомендации Б. 3. Фрейду доверили осуществить перевод с английского языка сочинения философа Дж.Стюарта Милля (1806—1873). Б. проводил четкую границу между физическими и психическими феноменами. Полагал, что родовым (общим) признаком психических феноменов (в отличие от физических) является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Основной задачей психологии считал исследование психических феноменов. Подразделял психологию на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания). Придавал большое значение внутреннему опыту человека. Был учителем и предшественником основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859—1938) и ряда других мыслителей своего времени. Оказал влияние на развитие различных психологических и философских школ, в том числе на экзистенциальную философию Мартина Хайдеггера (1889—1976) и др. Автор книг: О происхождении нравственного сознания (1889), Четыре фазы философии (1895) и др. В.И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

БРЕНТАНО ФРАНЦ
Франц Брентано родился 16 января 1838 г. в немецком городе Мариенберге. После окончания университета (теологический факультет) он принял сан, став католическим священником. Однако со временем Брентано все более разочаровывался в теологии и наконец, спустя несколько лет, сделал ряд критических высказываний в адрес церкви, за что был отлучен и лишен сана. В 1872 г. Брентано стал профессором философии в университете города Вюрцбурга, а через два года был приглашен в Венский университет. Однако и на этом поприще его судьба сложилась драматически, и спустя восемь лет он был исключен из профессуры. Брентано переехал в Италию, где жил практически до смерти. Умер он в Цюрихе 17 марта 1917 г. В своем учении Франц Брентано стремился восстановить утраченную в классической философии тесную связь между философией и психологией. Он критически относился ко всей традиции классического философствования, которая не принимала во внимание огромную важность душевных процессов в познании человеком реальности и самого себя. Брентано намеревался совершить синтез описательной психологии и гносеологии (науки о человеческом познании). Свою теорию он называл психогнозией, или феноменогнозией. Главной идеей психологической теории Брентано была возможность трактовки психологических явлений как интенциональных, то есть таких, которые в своей основе имеют направленность на предмет. Интенция и есть направленность на что-то, что человек хотел бы познать или понять. Таким образом, все психологические явления, по Брентано, имеют в своей основе направленность на какой-то объект. Само понятие интенциональности Брентано заимствовал от мыслителей Средневековья, которые уже в ту пору интересовались тем, как протекает познание и какие психологические факторы способствуют достижению человеком истинного знания. В частности, это были тексты Фомы Аквинского, который писал, опираясь на Аристотеля, о том, что способность представления (то, как предметы предстают перед нами в нашем мышлении) есть чистая форма без материи (то есть что эта способность уже находится в мозгу еще до того, как человек сталкивается с окружающим миром вещей). Поэтому более важным является не сам предмет, каким он существует независимо от человека, но представление этого предмета в том виде, в каком оно существует в сознании. Понятие интенциональности дает множество преимуществ исследователю, испытывающему затруднения, связанные с проблемой удвоения миров. Эта проблема, издавна беспокоившая ученых, заключается в следующем: каждому человеку известно из жизненного повседневного опыта о том, что внешний мир существует. Также нам известно, что в наших мыслях этот внешний мир как-то отражается, позволяя нам оперировать образами предметов даже тогда, когда мы не видим и не воспринимаем их. Таким образом, получается, что на самом деле существует два независимых мира, что логически неправомерно. К тому же невозможно определить, какой из этих миров является истинным, так как, возможно, то, что мы представляем, не схоже с существующим вокруг нас, ведь наши органы чувств так несовершенны и не могут дать правильного отображения предметов. Следовательно, перед нами сложная проблема, и решение ее было затруднительным до тех пор, пока Брентано не придумал свою психогнозию. С введением им термина «интенциональность» проблема удвоения миров была решена. Брентано определил интенциональность как стремление к предмету, внутренне присущую специфическую направленность сознания на предмет. Таким образом, главная характеристика интенционального сознания - направленность на объект. Брентано называет ее по-разному: внутреннее существование, внутренне присущая предметность. Главное, что здесь имеется в виду, - это осуществляющееся через интенциональные акты восприятия окружающего мира слияние предметов в том виде, как они существуют вне нас, с тем, как они существуют внутри психики. Так как каждый человек, совершая акт мышления, всегда мыслит нечто, так как мыслить ни о чем принципиально невозможно, мир мыслимых предметов становится реальным миром, и другого, помимо него, не существует. Человек получается как бы замкнутым в этот мир интенцио-нальных актов и предметов, получаемых в процессе интенции. Поэтому самым главным в психологии, философии и во всех прочих науках становится психика воспринимающего внешний мир человека, так как она и ее явления - единственная реальность, доступная человеку. Мы не можем выйти вне ее, не можем знать, что там и есть ли вообще что-нибудь. Однако при этом нельзя сказать, что явления психики, те предметы, которые мы храним в нашем мышлении, совершенно не связаны с внешним миром. На самом деле и те и другие представляют собой некий синтез, неразрывное единство. Таким образом, любое психологическое явление характеризуется возможностью ментального существования предмета. Вещи обретают свое существование в уме человека, и их существование вне его не должно быть предметом внимания (не потому, что вовне предметы не существуют, а потому, что это их внешнее существование недоказуемо). Со времен античности в психологии укрепилось мнение о том, что каждому понятию, каждому образу сознания должен соответствовать некий предмет в реальности. Следовательно, действительность оказывается наполненной огромным количеством мнимых предметов, например таких, как мифологические кентавры и русалки. Но понятие интенциональности, примененное Брентано, позволяет избежать подобных недоразумений. Реальным Брентано объявляет только индивидуальное, конкретные проявления психического, а не якобы существующие явления, отражающие это индивидуальное. В частности, как считает мыслитель, нельзя говорить о том, что в действительности существует любовь, так как мы можем встретить только ее проявления, а именно - влюбленных людей. Предложенная Брентано идея интенциональности, понимаемой как необходимая и внутренне присущая человеческому сознанию направленность на предмет, внесла значительную лепту в историю психологической науки, так как позволила рассматривать человеческую психику не как нечто статичное, раз и навсегда завершенное и установившееся, но как некий непрерывный процесс, как постоянная деятельность по восприятию внешнего мира, своеобразному поглощению его и выстраиванию внутри психики в виде внутреннего мира психических явлений. Брентано выделяет три различных класса психических феноменов: 1) психические акты восприятия или представления; 2) психические акты суждения; 3) акты любви и ненависти, или эмоциональные акты. При этом психические акты, принадлежащие к первой группе, характеризуются как очевидные. Они лежат в основе всех остальных актов, в том числе и в основе актов суждения, в ходе которых что-то признается или опровергается. Таким образом, единственным фактором, имеющим решающее значение для мышления, становится внутренний опыт каждого человека.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
286.25 кб

Воспоминания о Франце Брентано

Гуссерль Эдмунд , Громов Роман Анатольевич
(ПЕРЕВОД Р. ГРОМОВА)
Читать PDF
42.99 кб

О компатибилизме Франца Брентано

Миронов Дмитрий Геннадьевич
В статье рассматривается учение Ф. Брентано о свободе воли, выявляются особенности его версии компатибилизма, анализируются аргументы против индетерминизма.
Читать PDF
217.70 кб

Протестантский и католический неоаристотелизм в немецкой философии XIX В. Франц Брентано о многознач

Громов Роман Анатольевич
В философской литературе XIX века неоаристотелизм признавался влиятельным философским течением. Формирование данного течения связано с именем А. Тренделенбурга и его учеников.