БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА
1908 – 1981) — отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА
(1908-1981) - советский психолог. Б. изучала познавательные интересы школьников, применяла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов, а также анализировала причины личностных конфликтов детей. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности на разных этапах онтогенеза.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА
1908-1981) - сов. психолог, ученица Л. С. Выготского. В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии. Основной круг интересов Б. - детская психология. В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА
(1908—1981)-психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Преимущественный предмет исследования: развитие личности и мотивов учения у школьников. Ввела и определила понятия социальной ситуации развития и внутренней позиции ребенка. Занималась исследованиями конфликтов, самооценки, уровня притязаний и аффекта неадекватности у детей. В своих исследованиях Б.Л.И. широко опиралась на систему взглядов Л.С. Выготского, активно защищая и развивая его теоретические позиции.
Соч.:Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М., 1995. См. личность (формирование и развитие), школа психологическая Л.С. Выготского.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Божович Лидия Ильинична
(1908–1981) – советский психолог, ученица Л.С.Выготского, сотрудница Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: проблемой развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. Выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе: в 1 год – превращение ребенка из объекта в субъект; в 3 года – осознание себя как субъекта действия; в 7 лет – как субъекта в системе социальных отношений; в подростковом возрасте – осознание своей личностной уникальности и ценности. Экспериментально разработала проблему готовности ребенка к обучению в школе, обозначив ее основные аспекты как интеллектуальную, личностную и социальную готовность и главный показатель как «внутреннюю позицию школьника», – желание ходить в школу и выполнять серьезные задания как социально- важное дело. Осн. работа «Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Божович Лидия Ильинична
(11.01.1908, Курск - 21.07.1981) - отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского, сотрудница Харьковской деятельностной школы.
Биография. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. - в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.
Исследования. Занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. Ею был сформулирован принцип исследования проблем психологии личности и детской психологии, который заключается в том, что понять закономерности психического развития можно лишь, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Сочинения. (Ред.) Психологическое изучение детей в школе-интернате. 1960;
Вопросы психологии личности школьника. М., 1961 (ред. и сост.);
Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;
Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972 (ред. и сост.)

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БОЖОВИЧ Лидия Ильинична

Лидия Ильинична (1908— 1981) — российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический фак-т 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской и Украинской психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. — сотрудница НИИ ОиПП АПН СССР, где защитила докт. дис: Возрастные закономерности формирования личности ребенка. До 1978 г. возглавляла лабораторию формирования личности. Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения (присвоения) общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств (Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен смыслового барьера, суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан аффект неадекватности , суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие социальной ситуации развития. В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя. В.Э. Чудновский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА
Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной. Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию. После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г. Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды». Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием» Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени. Тем не менее, несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Конниковой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание. Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов. На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004