БОЯЗНЬ
БОЯЗНЬ
состояние ожидания опасности и подготовки к ней (=> страх).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
боязнь
форма проявления страха, инстинкта самосохранения, выражающаяся в нерешительности в поведении, борьбе мотивов.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Боязнь
беспокойство, страх перед кем-л., чем-л.
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня;
Я тверда, не боюсь,
Ни ножа, ни огня.
(А. Пушкин, Цыганы)
Если бесы видят нас боящимися и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами (Антоний Великий).
Ср. страх.
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня;
Я тверда, не боюсь,
Ни ножа, ни огня.
(А. Пушкин, Цыганы)
Если бесы видят нас боящимися и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами (Антоний Великий).
Ср. страх.
БОЯЗНЬ
эмоциональное состояние перед выполнением задачи, связанной с риском, опасностью. Б., как правило, является следствием недооценки своих сил и переоценки трудностей. Если неизвестность и риск велики, то Б. сопутствуют тревога, беспокойство, неуверенность. Подобное состояние бывает у воина перед боем и у начинающего хирурга перед операцией, у лектора перед первой лекцией, и у школьника, студента – перед экзаменом. Б. чаще всего возникает при недостатке информации, практических навыков, необходимых для успешных действий. Учет экстремальности обстоятельств, в которых может оказаться личность, своевременная информация об особенностях этих обстоятельств, уточнение последовательности действий по выполнению поставленной задачи могут предотвратить возникновение Б.
Боязнь
отношение к опасной ситуации, объекту, явлению, интерпретация чего-либо как угрожающего. Человек может бояться, опасаться чего-то, не обязательно переживая выраженный страх при воспоминании и обдумывании этой ситуации. Частой причиной в таком случае выступает неуверенность в себе. Она порождает Б. принимать на себя ответственность за то, что с тобой происходит, Б. задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира. Б. доверительных отношений, духовной близости также обусловлена неуверенностью в себе, а кроме того, еще и заниженной самооценкой, невысокой коммуникативной компетентностью. При этом возникает двойственность: тяга к эмоциональной
близости и Б., избегание ее. В существовании этого внутреннего конфликта субъект часто не признается ни другим, ни себе. Если ребенка постоянно стыдят или наказывают, у него развивается недоверие и Б. людей. Б. привычных форм поведения характерна для ряда болезненных (например, депрессивные, астенические) и пограничных состояний. Так, при бессоннице человек, боясь не заснуть, действительно лишает себя сна, теряет самообладание.
Литература
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004.
близости и Б., избегание ее. В существовании этого внутреннего конфликта субъект часто не признается ни другим, ни себе. Если ребенка постоянно стыдят или наказывают, у него развивается недоверие и Б. людей. Б. привычных форм поведения характерна для ряда болезненных (например, депрессивные, астенические) и пограничных состояний. Так, при бессоннице человек, боясь не заснуть, действительно лишает себя сна, теряет самообладание.
Литература
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004.
БОЯЗНЬ
БОЯЗЬ / FEAR– эмоциональное состояние перед выполнением задачи, связанной с риском, опасностью. Б., как правило, является следствием недооцен ки своих сил и переоценки трудностей. Если неизвестность и риск велики, то Б. сопутствуют тревога, беспокойство, неуверенность. Подобное состояние бывает у начинающего хирурга перед операцией, у лектора перед первой лекцией, у школьника и студента перед экзаменом. Б. чаще всего возникает при недостатке информации, практических навыков, необходимых для успешных действий. Учет экстремальности обстоятельств, в которых может оказаться личность, своевременная информация об особенностях этих обстоятельств, уточнение последовательности действий по выполнению поставленной задачи могут предотвратить возникновение Б. Часто страх и Б. в психологической практике и исследованиях используются как синонимы, однако ряд авторов выделяют их качественные отличия. Согласно В. И. Глобиной, Б. проявляется как ситуативная эмоция в связи с определенной и ожидаемой опасностью, с представлениями человека о возможных нежелательных и неприятных последствиях его действий или развития ситуации. В классификации страхов О. А. Черниковой выделяются такие формы проявления страха, как Б., тревожность, робость, испуг, опасение, растерянность, ужас, паника. Основание для такого деления– различная степень (сила) выраженности страха, где Б.– его наименьший, минимальный уровень (от Б. и робости до ужаса и паники). Б., как и прочие эмоциональные состояния, обладает мотивирующим эффектом, как правило, за счет желания субъекта избежать тех явлений или событий, которые вызывают Б. В психодиагностике существует методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН), предложенная А. А. Реаном для диагностики позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации, прежде всего в учебной деятельности. С. Л. Кандыбович