БОГИ-ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

Найдено 1 определение
БОГИ-ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
(мифол.) — в древних религиозных верованиях сверхъестественные существа, наделенные способностью приносить людям здоровье или наказывать болезнями или даже смертью. В древней мифологии боги, которым приписывалась передача людям медицинских знаний.
В мифологических представлениях политеизма сложилось множество богов и божественных существ, покровительствовавших врачеванию. Только в период распространения монотеистических религий (христианства и ислама) этими свойствами будет наделен единый Бог-создатель. На основе генезиса первобытных верований — фетишизма, тотемизма и анимизма — в древних цивилизациях сформировалась религия как система божественного взгляда на жизнь. Кроме понятия о душе появилось представление о богах, как высшей формы сверхестественной силы. Бога считали создателем всего живого на Земле. В этом смысле отдельные вещи, явления природы, животные получали конкретный облик, имя, легенду происхождения. Раннее божественное представление было зоопоморфным: боги представлялись как полу-люди, полу-животные. Это особенно характерно для религии Месопотамии и Египта. В Древней Индии боги, хотя и представлялись чаще в облике людей, но, как правило, в сверхъестественной форме — многорукие и многоликие. Основной формой религии Древнего Востока был политеизм (многобожие), на основе которого постепенно сложилась целая плеяда специальных богов, покровительствовавших врачеванию, обращение к которым с определенными ритуалами и молитвами вселяло в людей надежду на выздоровление. В Месопотамии видное место отводилось богу водной стихии Эа, который, по преданию, ведал глубинами вод, где, какверили шумеры, обитала мудрость. Поэтому Эа почитался также как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Тайну знания воды он передал врачевателям «асу» («знающим воду»), которых изображали на клинописных табличках в одеждах, напоминающих рыбью чешую. Древние вавилоняне верили, что исцеление от болезней приносит и богиня плодородия Иштар, покровительница материнства и акушерства (в западно-семитской мифологии она — Астарта). Так, известно, что правитель Митанни — Душратта (XIV в. до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет, заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом веру в целительные силы Иштар. Покровителями врачевания в Месопотамии считались: богиня Гула, которую называли также «Великая врачевательница», или «Оживляющая мертвых Гула»; богиня Ниназу — «владыка знания воды» и богиня Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Согласно делению человеческого тела на 36 частей, у египтян было 36 богов исцеления. Каждый из них покровительствовал определенной части тела. Главными божествами, имевшими отношение к врачеванию, в Древнем Египте считались бог мудрости Тот и богиня Исида. Тота изображали в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана. Согласно придания, Тот изобрел письменность, математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами. Богиня Исида считалась основательницей магического врачевания и покровительницей детей. Она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Супругом и братом Исиды был бог загробного мира Осирис, потомок бога Солнца Ра. До Осириса владыкой древнеегипетского некрополя почитался бог бальзамирования Анубис — изобретатель и первый мастер мумификации. Он изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе мужской фигуры с головой шакала. Сын Исиды и Осириса бог Хор (его египтяне изображали в виде человека с головой сокола) воспринял искусство врачевания от своей матери. Лекарства, носившие его имя, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. н. э.). Кроме того, в древнеегипетской мифологии богами врачевания были могущественная Сохмет — богиня войны (изображалась в образе львицы или львиноголовой женщины) и Тауэрт — покровительница женщин и рожениц (изображалась в виде самки гиппопотама). Египтяне, наравне с богами исцеления, поклонялись верховному жрецу фараона Джосера — Имхотепу, который мог исцелить безнадежно больных. Важное место в религии Древней Индии занимают такие божества, как близнецы Ашвины — покровители хирургии и стоматологии, Рудра — владыка лекарственных трав и покровитель охотников, Сома — бог одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах, а также высшие божества: Агни — бог огня и возрождающейся жизни, Сурья — бог Солнца. Божество Авалокитешвары в буддийской мифологии считается олицетворением сострадания, а богиней милосердия — Тара. В Китае поклонялись божеству долголетия Шоу-Сину. В отличие от мифологии Древнего Востока, которая не смогла освободиться от тотемических пережитков, древнегреческая мифология характеризуется выраженным антропоморфизмом (перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифологическим существам.). Это свидетельствует о растущей власти человека над природой, о живом интересе к природе и человеку, которыми проникнуты древнегреческое искусство, философия и естествознание. Согласно мифологии, греческие боги жили на горе Олимп (отсюда происходит название религии Древней Греции — Олимпийская религия). Главным среди них был верховный бог Зевс, считавшийся отцом богов и людей. В пантеоне греческих богов был и бог-покровитель медицины, врач богов, бог-целитель и прорицатель — Аполлон, сын Зевса и богини Лето, также известный как покровитель искусств. А медицина считалась одной из форм искусства. В античной мифологии встречается и имя врача Асклепия (в римской мифологии ему соответствует Эскулап), умевшего даже воскрешать из мертвых, за что не был допущен на Олимп, но почитался у людей как бог медицины, божественный врач людей. У Асклепия все его жены и дети также были известными врачевателями, почитаемые как боги и богини. Именами некоторых из дочерей Асклепия мы пользуемся до сих пор. Это Гигиея — покровительница здоровья (от ее имени произошло слово «гигиена») и Панакея — покровительница лекарственного врачевания (от ее имени произошло слово «панацея» — средство от всех болезней). А сыновья Асклепия Махаон, ставший искусным хирургом, и Подалирий, прославившийся лечением внутренних болезней, описаны Гомером в «Илиаде» как герои Троянской войны. Среди богов Олимпийского пантеона многие имели отношение к врачеванию, сохранению здоровья и здорового образа жизни. Так, Гера, жена Зевса, известна как богиня брака. Артемида — сестра-близнец Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей, почиталась и как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.