Бодалев Алексей Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОДАЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(р. 1928)-психолог, известный своими трудами в области социальной психологии (восприятие человека человеком), психологии личности и акмеологии. Раскрыл и подробно описал в своих работах психологические механизмы общения, восприятия и понимания людьми друг друга, а также законы изменения психологии человека в зрелом возрасте.
Соч.:Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Психология общения. М., Воронеж, 1996; Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998; Общая психодиагностика (в соавт. с В.В. Столиным). СПб., 2000. См. акмеология, восприятие человека человеком, общение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Бодалев Алексей Александрович
(род. 1923) - отечественный психолог.
Биография. Работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде. С 1945 г. по 1950 г. обучался в Ленинградском университете. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969 г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972 г. по 1976 г. он - декан этого факультета. В 1976 г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (с 1976).
Исследования. Специалист по проблемам общения. В его работах рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Сочинения. Восприятие и понимание человеком человека. 1965

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БОДАЛЕВ Алексей Александрович
р. 1923) - российский психолог, спец. в обл. психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии О. Ученик Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. Докт. психол. наук (1966), проф. (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Акад.-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии (19761986). Действ. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Действ. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течение 2 сроков (1980-1988) представлял отеч. психологию в Ассамблее межд. ассоциации науч. психологии. В разное время - чл. редкол. журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Отв. ред. журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979-1986). Участник В. О. В., награжден многими орденами и медалями. Окончил отделение психологии филос. ф-та ЛГУ (1950), в к-ром затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. каф. общей психологии (1969-1976) и декана ф-та психологии (1972-1976). В 1953 г. защитил канд. дис., а в 1966 - докт. дис.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновр. в НИИ ОПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психол. консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании. С 1979 по 1986 г. - декан ф-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. каф. общей психологии. С 1989 по 1993 г. - зав. лабораторией психологии О. ПИ РАО. С 1993 по 2004 г. - проф. каф. психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ. С 2000 по 2006 проф. каф. акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. С 1993 г. - гл. науч. сотр. ПИ РАО. Начиная с 1960-х гг. одним из первых в отеч. психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. В ходе этой работы были прослежены связи характеристик образа др. человека, понимания его внутр. мира, с одн. стор., и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, к-рые выступают в кач. субъектов познания - с другой. Рассматривал познавательный компонент О. и изменения, к-рые в нем происходят, в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента О. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. Спец. направление составили исследования психол. трудностей О. и поиск практических путей и способов их преодоления. След. блок работ, выполненный А. А. Бодалевым, связан с дальнейшей реализацией концепции В. Н. Мясищева, согласно к-рой личность есть ансамбль отношений. В связи с этим осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований связан с определением содержания и предмета акмеологии - нового, с его т. зр., науч. направления, возникающего на стыке естеств., обществ. и гуманит. дисциплин, и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Бодалев содействовал созданию и развитию центров исследования проблем психологии общения при университетах в Ленинграде (С.-Петербурге), Москве, Ростове-на-Дону, Гродно, Краснодаре. Осн. труды: Восприятие человека человеком, 1965; Формирование понятия о другом человеке как личности, 1970; Личность и общение, 1983; Общение и развитие психики, 1988; Психология о личности, 1989; Акмеология как учебная и научная дисциплина, 1993; Психология межличностного общения, 1994; Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, 1998; Как становятся великими или выдающимися? (в соавт.), 2002; Психология общения, 2002; Акмеология, учебник для вузов, 2002. Большое количество науч. работ опубл. за рубежом - в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

БОДАЛЕВ Алексей Александрович

Алексей Александрович (р. 1923) — российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. Д-р психологических наук < 1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время — чл. редк. журналов Вопросы психологии, Психологический журнал, Мир психологии . Отв. ред журнала Вестник МГУ. Серия 14. Психология (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: За оборону Ленинграда (1943), Задоблест-ный труд в Великой Отечественной войне (1946), За Победу (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом Трудового Красного знамени (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та Л ГУ (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии (1969—1976) и декана фак-та психологии (1972—1976). В 1953 г. защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: Восприятие и понимание человека человеком. В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 Б. —декан фак-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. — зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года— гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии фак-та психологии МГУ. С 2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги Восприятие человека человеком(1965) и Формирование понятия о другом человеке как лич-ности(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — Личность и общение (1983), Общение и развитие психики (1988), Психология межличностного общения (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивацион-но-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга Психология о личности (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы Школа как воспитательная система. Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Акмеоло-гия как учебная и научная дисциплина, М., 1993). Автор монографий: Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, (1998); Как становятся великими или выдающимися?, (в соавт., 2002); Психология общения, (3-е изд., 2002); Ак-меология (учебник для вузов, 2002). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
126.12 кб

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Читать PDF
89.49 кб

Памяти Алексея Александровича бодалева

Читать PDF
137.59 кб

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н. И.
Читать PDF
162.31 кб

Наставник «Душеведов» интервью с Алексеем Александровичем бодалевым

Бодалев Алексей Александрович
Читать PDF
277.23 кб

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы.
Читать PDF
341.34 кб

Алексей Александрович Бодалев — о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе