БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бисексуальность
потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола.

Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009

Бисексуальность
bis - дважды, sexus - пол. Лат. - половое влечение к представителям и мужского и женского пола.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
лат. bis - дважды, sexus - пол). 1. Наличие полового влечения к лицам обоего пола.
Син.: амбисексуальность. 2. См. Гермафродитизм.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
сексуальная ориентация человека, при которой он испытывает одинаковые эротические чувства как по отношению к людям противоположного, так и одного с ним пола.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
quot;двойная сексуальность" - понятие, отражающее двойственную природу сексуальности, обусловленную наличием в каждом индивиде мужских и женских элементов, в зависимости от развития и соотношения коих формируется соответственный тип сексуальных предпочтений и поведения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
наличие полового влечения к лицам обоего пола. Причины Б. различны, для большинства людей это экспериментирование – сексуальные игры, позволяющие внести разнообразие в половые отношения. В подавляющем числе случаев бисексуал всетаки отдает предпочтение представителям какогото одного пола.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

Бисексуальность
Двойная сексуальная ориентация. Бисексуал имеет сексуальные отношения как с мужчинами, так и с женщинами, что особенно опасно с точки зрения распространения венерических заболеваний и СПИД, так как он является передаточным звеном между общинами гомосексуалистов и гетеросексуальным большинством.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Бисексуальность
(Bisexualitas) (от лат. bi - дву-, дважды и sex - пол). Букв. двуполовость. Наличие у человека или животного половых признаков обоих полов. В результате этого и половое влечение направлено на индивидов обоих полов: у мужчин - гомосексуальные влечения и нормальные влечения к женщинам, у женщин - лесбиянство и влечение к нормальной половой жизни. Син. Амбисексуальность; Гермафродитизм.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
BISEXUALITY)
Совокупность черт характера и сексуальных желаний, которые присуши как своему, так и противоположному поду. Примером может служить человек, который находит в себе и мужские и женские черты и хочет половых отношений с обоими полами. С точки зрения развития, источник бисексуальности лежит в тенденции рано отождествляться с разнообразными чертами обоих родителей, поддерживая к каждому из них либидные чувства. Это может послужить основой для психического конфликта.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Бисексуальность
bisexuality) Б. - термин, употребляемый по отношению к взрослым людям, объектом сексуального желания и/или выбора к-рых становятся лица как противоположного, так и одного с ними пола. По определению, бисексуал не должен предпочитать один пол другому, но термин часто неправомерно используется для обозначения лиц, имеющих партнеров обоего пола наряду с явным предпочтением, отдаваемым какому-то одному полу. Прототипом Б. является оценка "3" по 7-балльной шкале сексуальных предпочтений, предложенной Альфредом Кинси и его сотрудниками в классической книге "Сексуальное поведение взрослых лиц мужского пола" (Sexual behavior in the human male). В то время как сексуальные контакты с лицами обоего пола достаточно часты, истинная Б. встречается относительно редко. Кинси и его сотрудники показали, что его определению Б. соответствуют лишь около 3% взрослого белого населения. Среди одиноких женщин эта цифра составляет чуть больше 1%. См. также Гомосексуальность, Половые девиации Ю. Левитт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
/англ. Bisexuality; от лат. bis – дважды и sexus – пол/ (бисексуализм), направленность влечения на представителей как своего, так и противоположного пола; то же, что интерсексуальность (2). Ср. Гетеросексуальность; Гомосексуальность.
В сексологии различается Б. транзиторная (преходящая) и истинная (перверзная). К первой относится экспериментирование Б. в период пубертата, а также т.н. псевдобисексуальность – Б. в условиях вынужденной абстиненции. Феномен Б. характерен для секса группового, когда участники утрачивают интерес к пол. различиям партнеров и полностью сосредотачиваются на собственных оргаистических ощущениях. Истинная Б. понимается как одновременное наличие гомо- и гетеросексуальной направленности влечения, реализуемого параллельно.
По мнению целого ряда специалистов, Б. является врожденным свойством, что подтверждается наличием в организме рудиментов как муж., так и жен. органов половых. Значительный вклад в исследование Б. внес О. Вейнингер («Пол и характер»); результаты эмпирических исследований представлены в работах А. Кинзи в середине 1940-ых.
День празднования Б. (Celebrate Bisexuality Day) ежегодно отмечается 23 сентября.
Б. /устарев./: амбисексуальность; амфисексуальность; омнисексуализм.
«Но я с восторгом приемлю любой намек на бисексуальность». Венедикт Ерофеев. Записки психопата.
Бисексуальный (-ая; -ое) – имеющий свойства Б.
«Можно даже бисексуальный аромат, одинаково интересный для мужчин и женщин.» Ч. Абдуллаев. Инстинкт женщины.

Источник: Словарь доктора либидо

Бисексуальность
«Я имею обыкновение представлять себе сексуальный акт как явление, в котором участвуют четыре человека» (Фрейд). Не столько сам коитус, который ничем не обязан человеческой изобретательности, сколько прелюдия к коитусу, эта игра сексуальности, умножающая отверстия и аппендиксы, применяющая то активность, то пассивность, предварительные ласки посредством «объятий, нежности, укусов, надавливаний», стирающих границы между двумя партнерами (Ференци), показывает человеческую бисексуальность. И вот результат: зритель, ребенок, возбужденный фантазмом первосцены, идентифицируется как с одним, так и с другим партнером, как с матерью, так и с отцом. Свидетельнице полиморфизма инфантильной сексуальности, бисексуальности трудно долгое время сохранять равновесие. Пол тяготеет в одну или другую сторону – и вовсе не обязательно в анатомическую, желание идентичности взывает к своим правам вплоть до необузданного отвержения покинутой стороны. Если сама бисексуальность не становится средством защиты, то способом отвержения кастрации становится «секторизация», почему лишь один пол, а не оба? Иногда девушка-подросток, колеблющаяся между выбором надеть юбку или брюки, отказывается принимать однозначное решение, надевая одно поверх другого. Надеется ли она, что паритет продержится до любовной реализации? Бисексуальность, безусловно, более доступна женщинам, чем мужчинам: две женщины смело делят одну и ту же ванную комнату, мужчин же для этого должно быть, по крайней мере, одиннадцать, целая футбольная команда. Без психической бисексуальности психоанализ невозможен, ибо именно она позволяет аналитику путешествовать от одного пола к другому, например, быть мужчиной и перевоплощаться в переносе в женщину (женственную или фаллическую), состоящую в гомосексуальных отношениях.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
BISEXUALITY)
1) Универсальная психическая диспозиция человека; 2) реальное сексуальное поведение. Каждый индивид через идентификацию с обоими родительскими объектами обнаруживает склонность в большей или меньшей степени либидинозно тяготеть к представителям обоих полов. Во взрослом возрасте, когда гетеро- либо гомосексуальная ориентация является относительно сформированной, один из компонентов становится большей частью бессознательным. Лицам бисексуального склада не требуется вытеснять сексуальную тревогу, в результате чего гетеро- и гомосексуальное поведение чередуются. Хотя частота сексуальных контактов того и другого типа может варьировать, очень часто преобладает гомосексуальный эротизм.
Наиболее распространены два паттерна бисексуального поведения. В одном случае индивид поддерживает гетеросексуальные отношения, включая создание семьи и рождение детей в репродуктивных и социальных целях, и удовлетворяет эротические потребности в гомосексуальных контактах. Во втором случае исповедуется гомосексуальный стиль жизни, который удовлетворяет индивида в либидинозном отношении, но время от времени стремится к гетеросексуальным контактам для сохранения самооценки.
Психопатология бисексуальности распределяется, как правило, по градиентам силы Я и объектных отношений. На одном конце спектра бисексуальность отражает проблемы примитивного самоопределения;
недостаточная половая и сексуальная идентичность дает начало тому, что по сути является полиморфным выбором сексуальных партнеров. На другом конце спектра находятся пациенты с относительно четкими образом тела и саморепрезентацией, чьи потребности, например в избавлении от чувства вины, в контрфобической защите от страха кастрации и в подкреплении самооценки, требуют сексуального единения с представителями обоих полов. Поэтому бисексуальное поведение можно наблюдать при различных состояниях - от невротических до пограничных и психотических.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
двойственность сексуальной ориентации человека, наличие в нем мужской и женской предрасположенности, маскулинных и феминных установок.
   В психоанализе понятие «бисексуальность» использовалось З. Фрейдом в контексте осмысления психосексуального развития человека. Его обращение к проблеме бисексуальности имело место в конце ХIХ – начале ХХ столетия и было связано с берлинским врачом В. Флиссом (1858–1928), с которым З. Фрейд находился в тесной дружбе в период с 1887 по 1902 год и который рассматривал бисексуальность в качестве биологически предопределенного, универсального феномена. В 1897 г. во время их встречи в Бреслау В. Флисс высказал З. Фрейду свою идею о том, что каждая живая клетка имеет бисексуальную природу, а все человеческие существа – бисексуальную конституцию. В то время З. Фрейд не воспринял данную идею, но три года спустя он обратился к ней и даже предложил В. Флиссу написать совместную работу по проблеме бисексуальности: предполагалось, что В. Флисс изложит анатомическое и биологическое обоснование бисексуальности, а З. Фрейд – клиническое подтверждение его. Однако В. Флисс не поддержал это предложение, и вскоре им пришлось расстаться.
   В 1903 г. венский врач О. Вейнингер опубликовал книгу «Пол и характер», где изложил свои взгляды на бисексуальность. Он находился в дружеских отношениях с философом Г. Свободой, который проходил курс лечения у З. Фрейда. В 1900 г. во время анализа Г. Свободы З. Фрейд упомянул о бисексуальности как универсальном феномене. В. Флисс обиделся на то, что по вине З. Фрейда его открытие бисексуальности без его ведома стало достоянием Свободы и О. Вейнингера, которых он обвинил в плагиате. Этот инцидент положил конец дружбе и сотрудничеству между З. Фрейдом и В. Флиссом.
   В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд рассмотрел проблему бисексуальности с точки зрения нормального и перверсного, извращенного сексуального поведения. Он подчеркнул, что в отличие от общепринятого мнения, согласно которому человек может быть или мужчиной, или женщиной, науке известны случаи, когда половые признаки кажутся стертыми, в результате чего определение пола с анатомической точки зрения оказывается затруднительным. У таких лиц гениталии соединяют в себе мужские и женские признаки, то есть наблюдается гермафродитизм (в древнегреческом мифе Гермафродит – двуполое существо). Гермафродитизм может быть истинным, когда один половой орган развит наряду с другим, или проявлением уродства. Для З. Фрейда примечательным в этих ненормальностях было то, что они облегчают понимание нормального образования: «известная степень анатомического гермафродитизма принадлежит норме; у каждого нормально устроенного мужского или женского индивида имеются зачатки аппарата другого пола, сохранившиеся как рудиментарные органы без функции или преобразовавшиеся и взявшие на себя другие функции». Известные анатомически факты дают основание для допущения «первоначального бисексуального предрасположения, переходящего в течение развития в моносексуальность с незначительными остатками другого пола».
Выдвинутый в сфере биологии взгляд на бисексуальность был перенесен на психическую область. Инверсия (сексуальная ориентация, при которой в качестве сексуального объекта предпочтение отдается лицам того же пола) в различных ее видах стала рассматриваться некоторыми врачами в качестве «психического гермафродитизма». Однако, как считал З. Фрейд, зависимость между анатомическим и психическим гермафродитизмом не является такой тесной, как это порой представляется. Приходится скорее признать, что в действительности нет совпадения инверсии с соматическими и душевными признаками гермафродитизма и что инверсия и соматический гермафродитизм не зависят друг от друга. Таким образом, замена психической проблемы анатомической является, по З. Фрейду, в равной мере бессмысленной и неоправданной.
   Рассматривая проблему бисексуальности, основатель психоанализа ссылался на предшественников, обращавшихся к данному вопросу. В частности, он отметил, что Э. Глей был первым, кто в 1884 г. апеллировал к бисексуальности при объяснении инверсии. В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд также упомянул имя В. Флисса, который, по его признанию, «вполне правильно подчеркнул», что экспериментальные опыты «не обесценивают учения об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».
   З. Фрейд исходил из того, что, не отдавая должное бисексуальности, трудно и даже невозможно понять сексуальные проявления мужчин и женщин. Хотя понятия «мужской» и «женский» кажутся недвусмысленными, тем не менее в науке они принадлежат к числу запутанных и неопределенных. Эти понятия поддаются объяснению, как полагал З. Фрейд, по крайней мере с трех точек зрения: биологической (мужское и женское характеризуются соматическими, телесными различиями); психологической (мужское и женское как аналог «активности» и «пассивности»); социологической (наблюдения над реально существующими мужчинами и женщинами показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом отношении нет чистой мужественности или женственности, в каждой личности имеется смесь ее биологических признаков с биологическими характеристиками другого пола и соединения активности и пассивности). Для психоанализа наиболее значимой является психологическая точка зрения с ее акцентом на активности и пассивности в отношении понимания мужского и женского.
   В различных работах З. Фрейд неоднократно обращался к обсуждению вопроса о соотношениях между вытеснением и сексуальными влечениями, мужским и женским, активным и пассивным с тем, чтобы прояснить понимание бисексуальности в психоанализе. При этом он вносил поправки, коррективы и уточнения в свое толкование вытесненного, первичных влечений, мужского и женского, поскольку стало очевидным, что явления садизма и мазохизма требуют осмысления в свете данных психоанализа и что в ряде случаев женщина может быть не менее активной, чем мужчина, а мужчина – более пассивным, чем женщина.
   Так, в работе «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) З. Фрейд критически отнесся к двум теориям, по-своему объясняющим отношение вытеснения к сексуальным влечениям. Одна из этих теорий принадлежала В. Флиссу, она опиралась на бисексуальную конституцию человека и основывалась на утверждении, согласно которому мотивом вытеснения выступает борьба между двуполостью сексуальности, а ядром вытесненного бессознательного у человека оказывается наличествующее в нем противополовое, то есть у мужчины вытесненное бессознательное сводится к женским инстинктивным импульсам, у женщины – наоборот. Другая теория принадлежала основателю индивидуальной психологии А. Адлеру (1870–1937), выдвинувшему представление о «мужском протесте» и рассматривавшему борьбу между полами в качестве решающего фактора вытеснения. Различие между ними состояло в том, что В. Флисс опирался на биологические данные, а А. Адлер – на социологические факты. Общей чертой обеих теорий является, по словам З. Фрейда, «сексуализация процесса вытеснения». В отличие от подобных представлений психоаналитическая теория настаивает на том, что «мотивы вытеснения не могут сексуализироваться» и что ядро бессознательного образует «архаическое наследие человека».
   В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что рассмотрение мужского и женского как психических качеств оказывается перенесением понятия бисексуальности из биологии в душевную жизнь. Но отождествление мужского с активностью, а женского с пассивностью не является психологическим различием между полами и поэтому не следует понимать бисексуальность в ее психологическом смысле. Другое дело психические следствия анатомического различия полов, проявляющиеся, в частности, в том, что, по мнению З. Фрейда, эдипов комплекс маленькой девочки скрывает в себе более глубокую проблему, чем аналогичный комплекс мальчика.
   Однако объяснение биологических и психологических аспектов бисексуальности, а также психоаналитическое понимание связи между ними, вызвали у З. Фрейда затруднения. Не случайно в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) З. Фрейд вновь высказал мысль о том, что все люди являются бисексуальными и распределяют свое либидо в явной или скрытой форме на объекты обоего пола. В одном случае сексуальные ориентации на тот же самый и противоположный пол легко уживаются между собой, в другом – находятся в состоянии непримиримого конфликта. Склонность к конфликту обусловлена вмешательством части свободной агрессии, которая, как считал З. Фрейд, по пути развития от примитивного человека к культурному интернализируется, то есть обращается вовнутрь. При этом он еще раз подчеркнул, что именно В. Флисс познакомил его с проблемой бисексуальности и что он по-прежнему возражает против того, чтобы сексуализировать вытеснение, то есть обосновывать его «биологически, а не чисто психологически».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
248.82 кб

Теоретическое исследование факторов отношения родителей к взрослым детям с гомо-/бисексуальной идент

Петрова Е. В.
Статья посвящена теоретическому изучению и обобщению информации о факторах реакции родительской семьи на каминаут[1] ребёнка, находящегося в старшем подростковом возрасте или в периоде ранней молодости.

Похожие термины: