(ветвление) (от лат. bifurcus — «раздвоенный») — общенаучный термин, широко используемый в настоящее время в различных областях фундаментальной и прикладной науки, сформировался в концепции динамики нелинейных систем. Характеризует инвариантные качества поведения различных систем, в том числе социально-психологических, в условиях высокой нестабильности внешних и внутренних связей. Обозначает утрату системой структурно-динамической устойчивости. Принципиально в связи с этим возрастание влияния слабых и/или случайных воздействий из внешней по отношению к системе среды.
Бифуркационное состояние характеризуется различной длительностью, причем хаос во внутрисистемных процессах нарастает, что предопределяет возможность изменения общего курса развития и отношений со средой — вплоть до утраты целостности и гибели системы. Специфическая особенность Б. — невозможность точно прогнозировать развитие событий и, главное, исход этого режима.
Режимы Б. типичны для всех систем, имеющих иерархическую структуру и обладающих нелинейной динамикой независимо от их природы и происхождения, в том числе психологических и социальных. Бифуркационные режимы функционирования в гуманитарных науках называются кризисами. Типичный пример бифуркаций-кризисов в общественном развитии — войны (как локальные, так и мировые). Известно, что исход войны в ее начале предсказать невозможно, даже несмотря на явное превосходство одной из сторон. В ходе войн и после них фиксируется гибель одних государств и управляемых ими народов и их поглощение страной-победительницей, укрупнение или зарождение других государств с ростом народонаселения в них. Войны, особенно мировые, своим исходом имеют передел экономического и природного пространства.
В психологии также описаны процессы и явления, характеризующиеся бифуркационными свойствами. К ним относятся хорошо известные в возрастной психологии и психофизиологии кризисы развития (см. Кризис возрастной). Возрастные кризисы затрагивают все системы организма ребенка, начиная от физиологических и биохимических уровней и заканчивая системой социальных отношений. В периоды кризиса ребенок утрачивает в значительной степени свои прежние личностные и характерологические качества, проявляя неизвестные ранее свойства, формируя новые социальные отношения, ценности и установки. Это своего рода разрыв постепенности развития и жизни, переход количественных изменений, незаметных в периоды стабильности, в иное качество.
Согласно представлениям Э. Эриксона, исход возрастного кризиса может быть позитивным и негативным, качество которого определяется системой социальных отношений, особенно значимых для ребенка и подростка. Роль социальной ситуации развития в кризисные периоды была отмечена и Л. С. Выготским в его концепции возрастных кризисов. Известно, что многие девиантные формы поведения (см. Девиантное поведение) возникают в период возрастных кризисов и проявляются после них, будучи результатом случайных негативных влияний, к которым ребенок и подросток в кризисные фазы особенно чувствителен.
270.50 кб
Критериальная дуальность бифуркации развития отечественной кинематографии: анализ и прогностика
в статьи показаны повороты развития отечественного кинематографа в последние 20 лет, которые представляют собой критериальную дуальность бифуркационного развития, поворотов содержательного, семиотического, тематического направлени