БИБЛИОТЕРАПИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БИБЛИОТЕРАПИЯ
от греч. biblion - книга + therapeia - лечение] - лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения специально подобранных литературных произведений

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Библиотерапия
греч. biblion - книга, therapeia - забота, уход, лечение) – в психотерапии - чтение пациентом индивидуально подобранной ему литературы, содержание которых способно, как ожидается, помочь ему понять и преодолеть свои собственные психологические проблемы. Метод психотерапии, близкий к экзистенциальной психотерапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Библиотерапия
(Bibliotherapia) (от греч. biblion и therapeia - лечение). Психотерапевтический метод, выражающийся в специальном подборе литературы для больных. Чаще всего под Б. понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика Б. представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии. См. Терапия, занимательная.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Библиотерапия
(лат. biblios – книга, греч. therapia – уход, лечение) — метод индивидуальной и групповой психотерапии, использующий чтение книг как способ воздействия на пациента. Применяется также при психотерапии наркомании. Целью библиотерапии может быть: 1) активизация интересов больного, его занятость, получение новых впечатлений; 2) появление новых тем для групповых дискуссий или бесед психотерапевта с пациентом; 3) снабжение пациента «информацией к размышлению», которая может помочь ему понять свое состояние, уяснить свои проблемы, источники эмоционального напряжения.

Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.

БИБЛИОТЕРАПИЯ
библио + греч. therapeia - забота, уход, лечение). Метод психотерапии, основанный на педагогически-дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих больному конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классификационная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.
Син.: либропсихопедия [Вельвовский И.З.].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Библиотерапия
bibliotherapy) Термин Б. является производным от двух греческих слов - biblion (книга) и therapeia (лечение) - и используется для обозначения формы поддерживающей психотер. В настоящее время под Б. понимается применение всех литературных жанров в терапевтическом процессе, включая опубликованный, неопубликованный и аудиовизуальный материал. Б. иногда проводится в индивидуальном порядке. Однако обычно она практикуется в групповой форме в больницах, воспитательных, геронтологических, психол. и коррекционных центрах. Материалы Б. могут быть мощным и динамичным средством пробуждения неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешенных конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей - информирование или удовлетворение эмоциональных потребностей - и особенно эффективен, когда согласуется с уровнем чувствования и понимания конкретного человека. Сфера применения Б. расширяется, и, благодаря своему обращению к нормам, этике и тренингу, Б. получает все большее признание как терапевтическое средство. См. также Терапия поэзией, Литература и психология А. Лернер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Библиотерапия
Словообразование. Происходит от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, специально ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При этом подбор книг осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учете познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Благодаря этому возникает чувство солидарности с другими.
Литература. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977, с. 128-132;
Rubin R.J. Bibliotherapy. A Guibe to Theory and Practice. 1978
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989;

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БИБЛИОТЕРАПИЯ
БІБЛІЯТЭРАПІЯ / BIBLIOTHERAPY (от греч. ȕȚȕȜȓȠ– книга и лат. therapia– уход, забота, лечение)– направление и метод психотерапии и психокоррекции, использующие литературу различных жанров как терапевтический фактор. О целительном воздействии литературы известно с давних времен. Первые научные исследования вопроса начались в XIX в. Возможность целенаправленного применения отмечена В. М. Бехтеревым, предложившим либропсихотерапию (лечебное чтение), и В. Н. Мясищевым (терапия через книгу, Б.). Различным аспектам чтения и Б. посвящены работы Б. Д. Карвасарского, В. А. Невского, А. Ф. Лазурского, Н. А. Рубакина, А. А. Гайворовского, И. З. Вельковского, Р. Баркера, К. Меннингера, А. М. Миллер, О. Л. Кабачек, Ю. Н. Дрешер, Е. Н. Исаевой, И. Н. Казариновой, Ю. Б. Некрасовой, И. А. Столяровой и др. В основе воздействия на читателя в Б. лежит механизм идентификации: отождествляясь с героем произведения, человек погружает себя в его обстоятельства, эмоционально реагирует, сопереживает. Лечебный эффект базируется на узнавании пациентом своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в нем образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. Также интересны аспекты отношений между читателем, текстом и автором. Сложилось три основных подхода к многоуровневому процессу Б.: рецептурный, мотивационный и педагогический. Методический арсенал Б. активно развивается и систематизируется. Среди методов Б. кроме чтения рекомендованных литературных произведений, беседы также есть литературно-художественное творчество, например создание автобиографии, продолжение истории, использование дополнительных стимулов при создании историй (игрушек, иллюстраций) и др. Получившая широкое распространение сказкотерапия тесным образом связана с Б. (см. Сказкотерапия). Выделяют библиотечную, семейную (домашнее, семейное чтение), индивидуальную и групповую Б. Рассматриваются возможности разных литературных жанров в Б.– поэзии , сказки и др., а также применение Б. в работе с различной проблематикой, в широком возрастном диапазоне участников, в разных социальных группах и т. д. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Библиотерапия
разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму. Б. - это метод сложного сочетания книговедения, психологии и психотерапии (Мясищев, 1960). Как опосредованное терапевтическое О. врача с больным использование чтения книг с лечебной целью в России началось в XIX в. (Дядьковский, 1836), но термин Б. вошел в употребление в 1920-е гг. в США: впервые в 1916 г. его использовал американский исследователь С. Крозерс (S. Crothers). По определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, Б. - это «использование специально подобранного для чтения мат-ла как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем пациента при помощи направленного чтения». В Б. выделяют 3 осн. направления: 1) библиоведческое, сторонники к-рого считают, что библиотека для больных должна играть роль фактора, только отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физич. страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп; 2) психотерапевтическое, сторонники к-рого считают, что Б. является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и нек-рой части психически больных. Оно проводится только врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря; 3) вспомогательное в лечебном процессе, представители к-рого считают Б. в ряде случаев не только вспомогательной, но и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. В последнем случае Б. требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря. В нашей стране Б. как метод опосредованного воздействия на больных с разл. видами неврозов развивалась с 1960-х гг. (И. З. Вельвовский, А. М. Миллер, А. Е. Алексейчик). Б. используется в индивидуальной и групповой формах и выполняет разл. функции: диагностическую, коммуникативную, прогностическую, терапевтическую. В процессе Б. посредником между пациентом и терапевтом становится специально подобранная книга или опр. текст: пациент, читая заданные произведения и анализируя их (как правило, письменно), «привносит» собственные дополнения - отступления от текста, рассуждения «по поводу», оговорки, эмоциональные оценки, воспоминания, - наиболее полно раскрывается как личность. Особый библиотерапевтический эффект - «снабжение» больного рядом положительных исцеляющих состояний (успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, повышение психич. активности и др.), возникающих у него в ходе глубокого вчувствования, понимания произведения, идентификации с героями и их переживаниями. Лит.: Алексейчик А. Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Т., 1985; Библиотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000; Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М., 2005; Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2006. Н. Л. Карпова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

БИБЛИОТЕРАПИЯ
Чаще всего под Б. понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением (так называемая Б.) входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика Б. представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии - так определял Б. В. Н. Мясищев.
Хотя начало использования чтения книг с лечебной целью относится к прошлому веку (Дядьковский И. Е., 1836, и др.), термин Б. начал употребляться в 1920-е гг. нашего столетия в США. Определение, принятое Ассоциацией больничных библиотек США, гласит, что Б. - это "использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения". Выделяют (Миллер А. М., 1974) три основных направления разработки проблем Б.:
1. Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп. Книжные фонды библиотек обычно универсальны, а значительная их часть - беллетристика, которая повсеместно именуется легким чтением. Подготовка библиотекарей не включает каких-либо дисциплин, учитывающих специфику работы с больными. Библиотека не имеет отношения к лечебному процессу, а является частью больничного обслуживания. Около 80% работ зарубежных ученых относятся к этому направлению.
2. Сторонники второй точки зрения - главным образом в Германии - считают, что Б. является компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных. Она производится только врачом-психотерапевтом или психиатром без участия библиотекаря.
3. Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что Б. является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Она требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря. Этого направления придерживаются врачи и библиотечные работники в нашей стране.
Поскольку в Б. используются обычно художественные произведения, она относится к методам эстетотерапии (Кузнецов О. Н., 1995). Подбирая книги, врач руководствуется различными принципами: в одном случае это книги, адекватные основным группам заболеваний, с учетом их нозологии; в другом выбор обусловлен психотерапевтическим воздействием произведения - преимущественно седативным, стимулирующим и т. д.; в третьем - выбираются книги, соответствующие характеру психотравмирующей ситуации. В то же время функцией Б. может являться представление дополнительного материала для дискуссии в процессе групповой психотерапии. Групповая Б., по мнению Кондаша (Kondas О., 1966), "может стать мостом к систематической групповой психотерапии".
Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях (Миллер A.M., 1975), следует учитывать 3 принципа: 1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги); 2) герой книги должен быть больному "по плечу"; 3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной. Учет последнего принципа особенно важен при Б. неврозов, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера.
В ходе Б. больной ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанный на восприятии как активной "пристрастной" (Леонтьев А. Н., 1975) деятельности, и может использоваться в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности психотерапии.
Б. может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной Б. чтение пациентом книг осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором прочитанного. При групповой Б., кроме требований, которые учитываются при создании любой психотерапевтической группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение Б. в группе из 5-8 пациентов. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Возникает дискуссия, в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений в группе, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Беседы записываются на магнитофон и анализируются психотерапевтом, ведущим группу.
Б., как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический или психагогический (см. Психагогика). Этим последним термином обозначают психотерапию через перевоспитание.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
330.62 кб

Библиотерапия как наука проблемного поля акмеологии

Полозова Т. А.
Рассматриваются основы акмеологии библиотерапии как науки, исследующей основы, закономерности, особенности, формы и механизмы саморазвития человека как читателя, зрителя и слушателя.
Читать PDF
362.57 кб

Библиотерапия как один из инструментов подготовки специалистов социогуманитарной сферы

Сахаева С.И.
В статье проведено исследование библиотерапии как одного из инструментов подготовки специалистов социогуманитарной сферы. На основе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Читать PDF
89.89 кб

Библиотерапия как метод социокультурной реабилитации студентов-инвалидов

Яковлева Наталья Сергеевна
В статье доказывается необходимость применения библиотерапии как значимого фактора социокультурной реабилитации студентов-инвалидов Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий.
Читать PDF
298.36 кб

Переоценка ценностей суицидентов средствами библиотерапии: возможность профилактики суицидов

Анохина С. А.
В тезисах рассматривается ряд аспектов библиотерапии, задающих превентивные ценности в работе с суицидентом
Читать PDF
212.12 кб

Применение библиотерапии в экзистенциальном консультировании

Торкунова О.И.
В работе поднят вопрос эффективности применения библиотерапии в экзистенциональном консультировании, раскрыта методика и предложены пути повышения данной процедуры.
Читать PDF
268.70 кб

Ю. ЩЕРБИНИНА. ЛИТЕРАТУРА КАК АПТЕКА. ЗАМЕТКИ О БИБЛИОТЕРАПИИ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
253.33 кб

Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников

Плеханова Анна Владимировна
В статье идет речь о роли технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников.
Читать PDF
197.68 кб

Модель формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии

Плеханова А. В.
В статье исследуются процесс формирования познавательной культуры младших школьников на основе использования технологий библиотерапии.
Читать PDF
378.79 кб

Методы библиотерапии в изучении художественной литературы

Сосновская Ирина Витальевна, Семенова Ирина Антоновна
В статье обосновывается применение библиотерапевтических методов, приемов и техник на уроке литературы с целью формирования и развития личности школьника, повышения его мотивации к чтению и изучению художественного произведения,.