БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЫУЧЕННАЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Выученная беспомощность
learned helplessness) - основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Выученная беспомощность
понятие, введенное Мартином Селигманом (1967) для характеристики неадекватной пассивности и сниженной мотивации, возникающих в результате повторных столкновений с неконтролируемыми событиями.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Выученная беспомощность
психическое состояние, а также фиксированная форма поведения человека, в основе которых лежит стойкое убеждение в предопределенности результатов поведения внешними факторами, а не своими усилиями и действиями.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

выученная беспомощность
когда организмы запоминают, что их поведение не влияет на конечный результат, тогда они иногда отказываются от попыток его изменить. Такие животные становятся пассивными, отрешенными и смиряются со всем, что с ними происходит. У людей выученная беспомощность часто связана с эмоциональным состоянием депрессии.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Выученная беспомощность
Категория. Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя.
Специфика. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие - происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Выученная беспомощность
состояние, при котором замедляется научение или которое препятствует ему. В ситуации нехватки контроля над обстоятельствами человек перестает стараться влиять на результаты не только в этой, но и в новых ситуациях, где такой контроль возможен. Находясь под воздействием неприятных обстоятельств, он не предпринимает попыток избежать их, хотя избавление или избегание в принципе возможны. Майер и Селигмен (1976) охарактеризовали три вида дефицита, связанного с такой выученной беспомощностью: мотивационный, когнитивный и эмоциональный. Безуспешная попытка противостоять стрессу могут привести к отрицательным психологическим и соматическим последствиям для здоровья. В. б. вызывает депрессию у лиц: (а) считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками; (б) считающих, что их неудачи характерны для любой их жизненной ситуации не только в настоящем, но и в будущем; (в) считающих, что они не способны справиться с трудными ситуациями, которые разрешимы для любого другого человека. Термин В. б. предложен М. Селигменом для обозначения того факта, что данный вид беспомощности является приобретенным состоянием.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
состояние, возникающее у человека после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать к–рого не удается (в экспериментах на животных для этих целей используют электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процессе деятельности вводятся неустранимые помехи). Основной характеристикой В.б. является ее тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, к– рые поддаются решению. Дефицит родительской любви и отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства В.б., что впоследствии приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы. Степень генерализации В.б. зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. В. б. определяет все поведение человека и вызывает стойкую депрессию прежде всего у тех лиц, к–рые считают, что их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (напр., дефектами воли или интеллекта).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЫУЧЕННАЯ
состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же в их деятельность вводятся неустранимые помехи. У животных беспомощность выученная проявляется торможением моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств - выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного, тракта, снижение общей сопротивляемости организма и пр. У человека беспомощность выученная проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); возможно появление расстройств психосоматических. Основная характеристика беспомощности выученной - тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает пытаться решить даже разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего:
1) у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей;
2) у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций -: не только в настоящем, но и в будущем;
3) у лиц, имеющих представление о себе как о не способных справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас, и к тому же не по своей вине, предотвращает ее генерализации.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Выученная беспомощность
learned helplessness) В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и его сотрудниками. Типичный эксперимент такого рода проводился на двух группах животных, обычно собаках. Животные эксперим. группы жестко закреплялись ремнями в павловском станке и подвергались серии болезненных ударов электрическим током; контрольная группа животных не подвергалась ударам тока. В тестовой фазе эксперимента, предполагавшей научение избеганию удара током, собака должна была прыгать через низкий барьер в раскачивающийся ящик. Животные из контрольной группы быстро научались избегать удара током, перепрыгивая через барьер, в то время как животные из эксперим. группы предпочитали просто терпеливо сносить боль, не предпринимая к.-л. попыток спастись от нее. Полученный опыт привел их в состояние В. б. - отсутствия мотивации реагировать бегством в ситуации, где существовала реальная возможность спасения. Решающим фактором в развитии состояния беспомощности, по-видимому, стало то, что самый первый опыт животного в этом эксперименте был связан с неизбежностью ударов электрическим током. Селигман усматривал в таком синдроме беспомощности аналогию с этиологией хронической неудачливости и реактивной депрессии у людей. В ряде исслед. попытались применить аналогичные эксперим. методики к людям, используя более слабые аверсивные раздражители. Типичные рез-ты таких исследов. заключались в том, что группа испытуемых, лишенных к.-л. возможности избежать воздействия аверсивных раздражителей в предварительной фазе эксперимента, испытывала большие трудности в научении соотв. реакции избегания в тестовой его фазе (на что указывало большее количество совершаемых ошибок и более длительное время реакции) по сравнению с группами, к-рые в предварительной фазе могли избегать или контролировать аверсивные раздражители. В др. исслед. в тестовой фазе использовались когнитивные задания с целью проверки гипотезы о том, что беспомощность будет переноситься или распространяться с ситуации одного типа на ситуацию др. типа. Обычно обнаруживалось (как и предсказывалось на основе предложенного Селигманом понятия генерализованного мотивационного дефицита), что испытуемые, получавшие в предварительной фазе эксперимента опыт неотвратимости удара током или воздействия громкого звука, демонстрировали снижение результативности при решении анаграмм и задач на формирование понятий по сравнению с испытуемыми, имевшими возможность в предварительной фазе уклоняться от аверсивных раздражителей или контролировать их подачу. В ряде исслед. для проверки парадигмы В. б. в обеих фазах эксперимента - индуцирующей (предварительной) и тестовой - применяли когнитивные задачи. Как правило, состояние беспомощности вызывалось при помощи обратной связи, не сопряженной с рез-тами выполнения испытуемым задания (в данном случае, формирование понятия), в силу чего задание превращалось в невыполнимое. В сравнении с др. группой испытуемых, получавших в предварительной фазе разрешимые задачи, или с контрольной группой, испытавшая беспомощность группа демонстрировала снижение результативности при решении анаграмм в тестовой фазе. Однако в большинстве исслед. этого типа были получены результаты, к-рые в большей или меньшей степени отклонялись от первоначальной модели В. б. Селигмана. Уортмен и Брем утверждают, что при сравнительно мягких условиях индуцирования беспомощности в экспериментах у испытуемых возникает состояние психол. реактивного сопротивления, к-рым мотивировано их противодействие любой угрозе потерять контроль над своим окружением и т. о. приводит не к ухудшению, а к улучшению деятельности. Но если эксперим. условия беспомощности оказываются более продолжительными или более жесткими, это будет приводить к восприятию необратимости утраты контроля над ситуацией и подрывать усилия по его восстановлению. Селигман и его сотрудники модифицировали свою модель В. б., первонач. опиравшуюся на исслед. животных, включив в нее нек-рые понятия из теории атрибуции. В соответствии с этой модифицированной моделью, неудачу в избегании аверсивных раздражителей или при решении задачи на формирование понятий в фазе индуцирования беспомощности испытуемые могут приписывать или внутренним, или внешним факторам, к-рые, в свою очередь, м. б. постоянными или меняющимися при переходе от одной ситуации к др. Если неудачу в предварительной фазе эксперимента испытуемый приписывает действию неустойчивых факторов, он, скорее всего, возобновит свои усилия при решении новой задачи в тестовой фазе и, весьма вероятно, следствием будет улучшение рез-тов, а не В. б. И наоборот, если неудача относится на счет действия устойчивых факторов, испытуемые, по-видимому, будут демонстрировать снижение рез-тов в тестовой фазе, что свидетельствует о В. б. Однако остается важное различие между беспомощностью, возникающей в рез-те атрибуций к внутренним факторам, и беспомощностью, возникающей из атрибуций к внешним факторам: внутренние атрибуции неудачи в гораздо большей степени снижают самооценку. И именно снижение самооценки, происходящее в процессе индуцирования беспомощности, приводит к наблюдаемым впоследствии дефицитам в решении задач и в эффективности совладающего поведения. В конечном итоге, Абрамсон, Селигман и Тисдейл разграничили атрибуции неудачи на "глобальные" и "специфические". Глобальная атрибуция подразумевает высоко генерализованное чувство беспомощности, приводящее к тому, что испытуемый будет демонстрировать ухудшение рез-тов в задачах и ситуациях, существенно отличающихся от той, в к-рой был сформирован негативный опыт. По контрасту с этим, специфическая атрибуция неудачи будет приводить к возникновению чувства беспомощности только в задачах сходного типа. Уортмен и Динцер подвергли критике эту модифицированную модель, отметив, что она "не обеспечивает четкой основы для предсказания того, когда возникают эффекты фасилитации". Кроме того, в двух эксперим. исслед. обнаружились эффекты фасилитации в условиях, в к-рых, согласно этой модели, ожидалось возникновение наиболее сильных дефицитов. Нек-рые исследователи выдвинули предположение, что физиолог. особенности возбуждения в фазе индуцирования беспомощности могут обеспечить дополнительную теорет. основу, способствуя разрешению противоречий, существующих в литературе по исслед. животных и людей в данной области. Они обнаружили, что испытуемые, подвергавшиеся неконтролируемой с их стороны аверсивной стимуляции, в сравнении с теми, у кого была возможность контролировать такую стимуляцию, демонстрировали более высокий уровень возбуждения, оцениваемый как по физиолог. показателям, так и по данным самоотчетов. Среди факторов, предположительно вносящих наибольший вклад в формирование В. б., внимание исследователей привлекли две характеристики личности. Одна из них - генерализованные ожидания, связанные с видами на внутренний/внешний контроль подкрепления. Хирото приводит данные о том, что экстерналы демонстрировали большее ухудшение рез-тов в выполнении заданий после индуцирования беспомощности по сравнению с интерналами. Грегори и др. приводят аргументы в пользу того, что интерналов, вследствие сильной потребности контролировать свое окружение, совершенно сбивает с толку обратная связь, свидетельствующая о недостаточности этого контроля, в то время как экстерналы, к-рые не считают, что они оказывают существенное влияние на происходящие события, оказываются более толерантными и демонстрируют большее хладнокровие в отношении обратной связи о неуспешности этого контроля. Др. характеристикой личности, к-рой было уделено значительное внимание в литературе о В. б., является депрессия, измеряемая с помощью самооценочной шкалы А. Т. Бека. Селигман и его сотрудники выявили, что страдающие хронической депрессией индивидуумы в лабораторных условиях демонстрируют в выполнении заданий значительные дефициты, сопоставимые с обнаруживаемыми у нормальных недепрессивных испытуемых, находящихся во временном состоянии В. б. Из этих и др. наблюдений Селигман сделал вывод о том, что депрессивные пациенты считают или знают по опыту, что они не могут контролировать те элементы своей жизни, к-рые облегчают страдание, приносят удовлетворение или обеспечивают благополучие, - короче, они считают себя беспомощными. См. также Тревога, Депрессия У. Сэмюел

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
402.97 кб

Сценарии выученной беспомощности

Геранюшкина Галина Петровна, Афраймович Ольга Эдуардовна
Выученная беспомощность негативно влияет на продуктивность, мотивацию, здоровье, творческие способности.
Читать PDF
554.83 кб

Интегративный подход к изучению выученной беспомощности детей

Волкова Олеся Владимировна
Актуализирована проблема взаимосвязи выученной беспомощности с уровнем соматического здоровья в процессе формирования личности.
Читать PDF
696.37 кб

Психологические защиты у лиц с признаками выученной беспомощности

Геранюшкина Галина Петровна, Афраймович Ольга Эдуардовна
Выученная беспомощность это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий.
Читать PDF
104.64 кб

Психологические характеристики выученной беспомощности у педагогов

Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В.
Одним из ведущих факторов профессионального развития педагога является его активность.
Читать PDF
161.32 кб

Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков

Циринг Диана Александровна
Описаны основные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков, в том числе авторский подход, основанный на результатах исследования структуры личностной беспомощности
Читать PDF
220.27 кб

Теоретический анализ феномена выученной беспомощности как полевого поведения

Геранюшкина Галина Петровна
Выученная беспомощность затрудняет реализацию внутреннего потенциала личности, является источником внутренней неудовлетворенности и психологического дискомфорта, приводит к неуверенности человека в своих силах и положительном исхо
Читать PDF
796.06 кб

Выученная беспомощность как фактор, детерминирующий рисковое поведение личности

Волкова О.В.
В статье поднимается вопрос специфических особенностей феномена выученной беспомощности, способствующих формированию тенденций к рисковому поведению личности.
Читать PDF
291.15 кб

Исследование психологических особенностей выученной беспомощности личности педагогов

Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Девятовская Ирина Владимировна
В статье рассматривается проблема выученной беспомощности личности педагогов как деструкции профессиональной направленности, раскрываются ее психологические особенности и проявления, представлено их эмпирическое исследование.
Читать PDF
416.64 кб

Локус контроля и феномен выученной беспомощности у больных хроническими соматическими заболеваниями

Грехов Ростислав Александрович, Сулейманова Галина Павловна, Адамович Екатерина Ивановна
В работе раскрываются понятия локуса контроля или уровня субъективного контроля, феномена выученной беспомощности в рамках психосоматической медицины, их влияние на эффективность лечебного процесса.
Читать PDF
313.22 кб

«Выученная беспомощность» как состояние у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психическо

Залевский Генрих Владиславович, Завертяева Анна Александровна
Приводятся результаты пилотажного исследования выученной беспомощности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представлена апробация методик для изучения модели поведения ребенка.
Читать PDF
1.14 мб

Психологический анализ исторических предпосылок формирования выученной беспомощности у детей в проце

Курочкин О. Е.
Проблема выученной беспомощности является малоизученной темой.
Читать PDF
448.32 кб

Исследования особенностей табакокурения как формы проявления выученной беспомощности в молодежной ср

Глухова Евгения Сергеевна, Щеглова Элеонора Анатольевна
Приводятся результаты исследования распространенности и особенностей табакокурения в молодежной среде, а также данные, подтверждающие различия в мотивах начала курения в различных молодежных группах, а также свидетельствующие о то
Читать PDF
85.26 кб

Теоретико-методологический анализ исследований выученной беспомощности: актуальность психосоматическ

Волкова Олеся Владимировна
В статье приведен детальный теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, посвященных изучению феномена «беспомощности».
Читать PDF
83.09 кб

Компоненты и механизмы формирования выученной беспомощности у детей с ослабленным здоровьем: онтоген

Волкова Олеся Владимировна
В лекции представлен подробный теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, освещающих проблему феномена «выученной беспомощности».