БЕРКЛИ ДЖОРДЖ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЕРКЛИ ДЖОРДЖ
1685 – 1753) — английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

БЕРКЛИ ДЖОРДЖ
Berkeley 1685-1753) -англ. и ирландский философ, представитель субъективного идеализма. В психологии известен распространением принципа ассоциации на объяснение явлений зрительного восприятия пространства. что сыграло свою роль в становлении ассоциативной психологии. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Беркли (Berkeley) Джордж
(12.03.1685, близ Килкенни, Ирландия - 14.01.1753, Оксфорд) - английский философ, представитель субъективного идеализма.
Биография. Родился в английской дворянской семье. Образование получил в Дублинском университете. С 1734 г. - эпископ в Клойне, Ирландия.
Исследования. Выступил с критикой понятия материи. По его мнению, в основе этого понятия лежит допущение, что за частными свойствами вещей лежит некий общий для них субстрат. Но в человеческом восприятии нет чувственного восприятия материи как таковой, вне зависимости от частных ощущений. А если существовать - это быть воспринимаемым, то понятие материи излишне. В духовном бытии Беркли выделял непроизвольные, пассивные "идеи", которые представлены человеческими ощущениями и восприятиями, и деятельные, волеизъявляющие "души". Трактовал эффекты зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации.
Сочинения. The Works. V. 1-9, L., 1948-57; в рус. пер.: Сочинения. М., 1978

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БЕРКЛИ ДЖОРДЖ
(Berkeley George Bishop) (1685-1753)-английский (ирландский) философ и священник, внесший значительный вклад в развитие психологии. Разделял и развивал точку зрения своего известного соотечественника Джона Локка о том, что все знания человека об окружающем мире происходят из опыта, но, вместе с тем, отрицал существование первичных и вторичных качеств, представленных в знаниях. Все качества, по мнению Б.Д., обнаруживаемые в ощущениях, образах и мыслях человека, являются вторичными, так как человеку недоступно познание объективных, или первичных, свойств окружающего мира (все знания происходят из внутренних, субъективных ощущений (ментализм). Для объяснения того, что происходит в сознании человека, а также процесса познания человеком себя и окружающего мира, Б.Д. использовал идею ассоциации. На ее основе Б.Д. объяснял глубинное зрение, полагая, что оно представляет собой ассоциированный опыт рассмотрения протяженных в пространстве (и в глубину) объектов с различных сторон и расстояний. Эти идеи Б.Д. предвосхитили более поздние представления об аккомодации и конвергенции как механизмах восприятия человеком глубины пространства.
Соч.:An Assay Toward a New Theory of Vision, 1709; A Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge, 1710; Алкифон или Мелкий философ: работы разных лет. СПб., 1996. См. аккомодация, ассоциация, восприятие пространства, зрение глубинное, качества вторичные, качества первичные, конвергенция, Локк Джон, ментализм, опыт, психология ассоциативная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

БЕРКЛИ Джордж

БЕРКЛИ (Berkeley) Джорж(1б85-1753) — английский теолог и философ, родоначальник крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Принял священнический сан в 1709 г. Д-р философии (1727). Епископ в Клойне (Ирландия) с 1734 г. Свое учение именовал имматериализмом. По Б. то, что люди принимают за независимые от сознания вещи, не что иное, как комплекс их ощущений (по терминологии Б. — идей). Главная его формула гласила: быть — значит быть в восприятии. До него популярным являлось разделение воспринимаемых человеком чувственных качеств на первичные — независимые от сознания (такие, как твердость объектов, их непроницаемость, пространственные формы и др.) и вторичные (возникающие в сознании звуки, цвета и др.), данные только ему. Б. решительно отверг это разграничение, утверждая, что никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не существует. Соответственно следует отказаться от предположения о материальных внешних агентах (раздражителях), воздействие которых на органы чувств вызывают ощущения (идеи) и другие психические образования. Идеи соединяются между собой по законам ассоциации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за материальные физические объекты. За этими комплексами скрыта их истинная причина, каковой, согласно Б., является не материальная субстанция (природа), а дух — простая, неделимая активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи (т.е. психические образы). Положения, выдаваемые наукой за законы природы, являются на самом деле непрерывной последовательностью идей. В тех же случаях, когда мнится, будто одна идея вызывает другую и научная мысль принимает эту связь за причинную, скрыт обычный способ, которым действует Бог. В нашем познании ум пассивен. Он лишь наблюдает смену феноменов, между которыми нет необходимой связи, но существует произвольная активность Бога. Психические явления связаны между собой не причинными, а символическими знаковыми отношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с ним не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Но одним знаком мы можем предупреждать другие и это достаточно, чтобы правильно вести себя. Психологии восприятия Б. посвятил трактат Опыт новой теории зрения (1709). В нем он использовал принцип ассоциации,чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Обращаясь к поверхности сетчатой оболочки глаза, можно понять, как возникает образ двух измерений пространства — вертикального и горизонтального, но необъяснимо восприятие глубины, дистанции, на которую отстоит зримое субъектом. Это восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются тактильные ощущения и возникает, благодаря ассоциации (Б. называл ее суггестией ), трехмерный образ. Стало быть, этот образ не является врожденным. Он складывается благодаря опыту. С этих же позиций Б. проанализировал другие компоненты процесса построения зрительного восприятия. Концепция Б. стала прообразом многих субъективно-идеалистических направлений в западной психологии, породив в том числе всю кантианскую линию в философии. Именем Б. назван приморский город в США, где находится Калифорнийский ун-т. Основные труды Б.: Опыт новой теории зрения (1709, в рус. пер. 1912); Трактат о принципах человеческого познания, в котором исследуются основные причины заблуждений и трудностей естественных наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия (1710, в рус. пер. 1905); Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713, в рус. пер. 1937); Труды, тт. 1-9, 1948—1957; в рус. пер. — Сочинения, М., 1978 и др. М.Г. Ярошевский, Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
6.54 мб

Виртуальный мир Джорджа Беркли

Кузьмичёва Алла Александровна
В свете новых подходов к разработке концепции виртуальных реальностей рассматривается онтология и гно-сеология Джорджа Беркли.
Читать PDF
100.54 кб

Становление имматериализма Джорджа Беркли

Беседин Артём Петрович
В статье рассматривается развитие имматериализма Джорджа Беркли с момента первого упоминания «имматериалистической гипотезы» в рукописях до формирования опубликованной в «Трактате о принципах человеческого знания» и «Трех разговор
Читать PDF
540.40 кб

Мнимая путаница в интерпретации: Джордж Беркли и Иммануил Кант

Троцак Алексей Иванович
Рассматривается феномен идеализма через призму философии Дж. Беркли и И. Канта. Дается объяснение, какие методы и образы построения философской модели Кант заимствовал у предшественников.