БЕРГСОН АНРИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЕРГСОН АНРИ
18.10.1959 – 4.01.1941) — французский философ–интуитивист. Работал с 1900 г. в качестве профессора в Коллеж де Франс, с 1914 г. — член французской академии. Рассматривал жизнь как процесс космического плана, направленный на творческое преобразование материи.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Бергсон Анри
(1959—1941) — французский философ–интуитивист. В качестве первичной реальности рассматривал жизнь как некую целостность, не сводимую к материи и духу. Жизнь есть процесс космического плана, направленный на творческое преобразование материи. Эта реальность может быть понята лишь с помощью интуиции, которая позволяет, как бы слиться с предметом познания. Для реализации интуиции достаточно самонаблюдения, которое дано каждому субъекту непосред-
ственно. В концепции органического развития Бергсона основным рассматривается поток творческого формирования, жизненный порыв, с ослаблением которого жизнь распадается, превращаясь в материю. В индивидуальной жизни способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая дана лишь избранным.
Ключевые понятия теории Бергсона — интуиция, творческое преобразование, творческая эволюция, élanvital (жизненный порыв), память духа, восприятие изменчивости.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Бергсон (Bergson) Анри
(18.10.1959 - 4.01.1941) - французский философ-интуитивист.
Биография. Работал с 1900 г. по 1914 г. в качестве профессора в Коллеж де Франс. С 1914 г. - член французской академии. Нобелевский лауреат по литературе (1927).
Исследования. В качестве первичной реальности рассматривал жизнь как некую целостность, несводимую к материи и духу. Жизнь есть процесс космического плана, направленный на творческое преобразование материи. Эта реальность может быть понята лишь с помощью интуиции, которая позволяет как бы слиться с предметом познания. Для реализации интуиции достаточно самонаблюдения, которое дано каждому субъекту непосредственно. Интеллект же представляет собой лишь средство оперирования с "мертвыми вещами", в которых нет "живого" времени. В концепции органического развития Бергсона основным рассматривается поток творческого формирования, жизненный порыв (elan vital), с ослаблением которого жизнь распадается, превращаясь в материю. В индивидуальной жизни способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая дана лишь избранным.
Сочинения. Творческая эволюция. М.-СПб., 1914;
La pensee et la mouvant. 1934

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БЕРГСОН Анри

Bergson) Анри (1859-194]) — французский философ и психолог, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма и философии жизни. Автор концепции жизненного порыва и творческой эволюции. Образование получил в лицее Кондорсе в Париже. Затем окончил Высший педагогический ин-т (Высшую Нормальную школу, 1878—1881). В 1881 — 1888 гг. преподавал в лицеях Арье и Клермон-Ферране, где с 1883 г. руководил кафедрой философии в лицее Блеза Паскаля. Подготовил две дис: Идея места у Аристотеля (на лат. яз.) и Опыт о непосредственных данных сознания, в которой изложил идею длительности. В 1888 г. вернулся в Париж и в 1889 г. защитил обе дис. В 1896 г. опубликовал книгу Материя и память, в которой предложил оригинальную концепцию памяти и афазии, вызвавшую интерес у философов и психологов. С 1897 г. — профессор философии Высшей Педагогической школы (Эколь Нормаль), а с 1900 по 1914 г. — профессор философии Коллеж де Франс. Преподавал историю греческой философии и современную философию. В существенной степени содействовал обновлению проблематики и методологии современной философии. С 1901 г. — чл. Академии моральных и политических наук, с 1914 ее президент, член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). В 1911—1915 читал курсы лекций в США, Англии и Испании. Первый президент (с 1922 г.) Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству (будущая ЮНЕСКО). Почетный член Лондонского общества психических исследований. Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Б. не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он отказался. Умер в оккупированном нацистами Париже. В своих исследованиях Б. в качестве философского метода использовал интуицию. Описывая правила философского метода, подчеркивал, что проверка на истинность или ложность должна относиться к самим проблемам. Ложные проблемы подлежат изъятию из сферы размышлений, а соответствие истины и творчества должно достигаться на уровне постановки проблем. Правда в том, подчеркивал Б., что для философии, и не только для нее, речь идет скорее о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о ее решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим Б. имеет в виду, что в такой ситуации решение проблемы существует, хотя оно может быть скрытым, не лежать на поверхности. Единственное , что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы — не просто открытие, это — изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует (актуально или виртуально); значит рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. Уже в математике, а еще более в метафизике, изобретательское усилие чаще всего состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться. Итак, постановка и решение проблемы всегда близки к тому, чтобы уравняться: подлинно великие проблемы выдвигаются только тогда, когда они разрешимы. С точки зрения Б. не менее важным правилом философского метода выступает также необходимость переоткрывать истинные различия по природе или сочленения реального. Для этого и служит интуиция, призванная разделять элементы, отличающиеся по природе. Б. исследовал проблемы времени, его динамической природы,особенностей восприятия, существования и функционирования психического (субъективного) времени. Выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия. Развивал положение о том, что знание в формах интеллекта отображает реальность всегда односторонне, поскольку интеллект неразрывно связан с практикой. Разработал концепции жизненного порыва и творческой эволюции . Критиковал механицизм и плоский эволюционизм. Испытал влияние идей психоанализа и психоаналитически ориентированных учений. В свою очередь оказал влияние на психоанализ и другие течения глубинной психологи своими исследованиями проблем бессознательного психического, подпочвы сознания, сознания и сверхсознания (Этюд о непосредственных данных сознания, 1889). Анализ вопросов сновидений,сопереживания, творчества, свободы дан Б. в его работах: Творческая эволюция, 1907; Восприятие изменчивости, 1911; Сновидения , 1914; Духовная энергия, 1919. Неоднократно подвергался давлению, и некоторые его произведения были внесены католической церковью в Индекс запрещенных книг. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

БЕРГСОН АНРИ
Анри Бергсон родился 18 октября 1859 г. Его отец Мишель Бергсон был композитором и музыкантом, профессором Женевской консерватории Анри Бергсон получил классическое образование, соответствующее кругу французской интеллектуальной элиты. В 1878 он окончи . лицей Кондорсе в Париже и поступил в Высшую нормальную школу. После окончания в 1881 г. Высшей школы Бергсон преподавал в лицее города Анжера. В 1883 г. он получил место на кафедре философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране В это время Бергсон занимался переосмыслением понятия времени и разработал концепцию «чистой длительности», изложенную им в первом крупном труде «Опыт о непосредственных данных сознания», изданном позже, в 1889 г. Полемизируя с теориями психологического детерминизма и психофизики, он описывает человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание, по его мнению, может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения и интуицией Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, полагая, что интеллект - это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений В 1896 г. Анри Бергсон написал работу «Материя и память», в которой показал, что материя и сознание, тело и рассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе оно всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, «планы» сознания. Теория памяти имеет большое значение в творчестве Бергсона. Он говорил, что понятием «память» обычно объединяют две радикально отличные вещи, и подробно рассматривал это различие. Причину этого он видит в двух различных формах переживания прошлого. Во-первых, оно существует в виде двигательных механизмов. Объяснял это Анри Бергсон следующим образом. Например, о человеке говорят, что он помнит стихотворение, если может повторить его наизусть, т.е. если он приобрел некоторую привычку или механизм, позволяющие ему повторить ранее проделанное действие. Но он мог бы, по крайней мере теоретически, быть способным повторить стихотворение, и не помня тех предыдущих случаев, когда он его читал. Таким образом, этот вид памяти не включает осознания прошедших событий. Второй вид, который, по мнению Бергсона, только один и заслуживает названия «памяти», представлен воспоминаниями тех отдельных случаев, когда человек читал стихотворение. Каждый такой случай не похож на другие случаи и связан с определенной датой. Это не вопрос привычки, ведь каждое событие происходило только однажды и произвело впечатление сразу. Предполагается, что каким-то образом все, что когда-нибудь с нами случалось, помнится, но, как правило, доходит до сознания только то, что полезно Кажущиеся провалы в памяти, как доказывает Бергсон, являются в действительности провалами не психической памяти, а моторного механизма, вводящего память в действие. Эта теория была подтверждена физиологами, а также клиническими случаями потери памяти, из которых, как утверждает Бергсон, следует, что истинная память не является функцией мозга В 1888 г. Бергсон переехал в Париж, где стал преподавать вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей нормальной школе. В 1900 г. Бергсон был избран профессором Коллеж де Франс Его лекции вызывали огромный интерес у образованной публики, на них же основывается и его главный труд - «Творческая эволюция», изданный в 1907 г. «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только ученого, но и писателя, и в 1927-м он получил Нобелевскую премию по литературе. В этой работе Бергсон показал картину эволюционного процесса, метафорически названного «жизненным порывом». Развертывание этого процесса приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой «неорганизованной материи» и может постигать лишь отношения между вещами. Следует же опираться на непосредственное видение вещей, на интуицию, и в конечном итоге совокупность интуиции должна дать целостное представление о реальности. Бергсон понимал эволюцию как творческий процесс. Побуждение к действию, неопределенное желание существует заранее, но пока желание не удовлетворено, невозможно знать природу того, что удовлетворит это желание. Так, Бергсон приводил пример того, как происходит процесс творческой эволюции. Мы, писал он, можем предполагать наличие у лишенных зрения животных некоторого смутного желания, чтобы быть осведомленными об объектах до соприкосновения с этими объектами. Отсюда усилия, которые в конце концов привели к созданию глаз. Зрение удовлетворило это желание, но заранее зрение нельзя было представить. На этом основании эволюцию нельзя предсказать, и детерминизм не может служить средством опровержения защитников свободы воли. Рассматривая главные линии эволюции, Бергсон сравнивал их, причем это сравнение было явно в пользу инстинкта. Интеллект, по его мнению, - это несчастье человека. Различие между интеллектом и инстинктом является основным в психологии Бергсона. Инстинкт в своем лучшем проявлении называется интуицией. Интеллект, разделяющий вещи, согласно Бергсону, - это род сна: он не активен, как должна быть вся наша жизнь, но чисто созерцателен. Когда мы спим, говорил Бергсон, наше «Я» рассеяно, наше прошлое разбито на куски; вещи, которые в действительности взаимопроникают друг в друга, кажутся отдельными твердыми телами. Интеллект в творчестве Бергсона связан с пространством, а инстинкт или интуиция связаны с временем Одной из наиболее примечательных черт его психологии является то, что в отличие от большинства мыслителей он рассматривает время и пространство как принципиально различные субстанции. Пространство - это характеристика материи, оно в действительности иллюзорно, полезно в некоторой степени на практике, но вводит в заблуждение в теории. Время, наоборот, есть существенная характеристика жизни или разума. Но время, о котором говорится, - это не математическое время, не однородное собрание взаимно внешних моментов. Математическое время, согласно Бергсону, есть на самом деле форма пространства; время, являющееся сущностью жизни, он называет длительностью. Понятие длительности - одно из основных в его учении. В дальнейшем Бергсон развивал свои идеи, выпустил большое количество статей и книгу, посвященную теории относительности Альберта Эйнштейна. Он также читал курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 г. был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны Бергсон проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 г. Анри Бергсон стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни он постепенно отошел от практической деятельности и целиком посвятил себя научному творчеству. В этот период своей жизни Бергсон разрабатывал этико-религиозную концепцию, изложенную им в «Двух источниках морали и религии» в 1932 г. В этой работе он противопоставлял два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилия, и открытое, воплощенное в великих личностях - моральных героях, христианских мистиках и т.п. С этими обществами Бергсон связывал два типа морали и религии - статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием тела человечества в ущерб его духовной культуре. Анри Бергсон умер 4 января 1941 г. Его воззрения можно определить как генеральное возражение против материалистически-механистического и позитивистского направления науки. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Его стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве, сыграло значительную роль в развитии европейской общественной мысли.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
245.45 кб

Анри Бергсон

Галинская И. Л.
Читать PDF
400.17 кб

Анри Бергсон и понятие времени в философии XX в

Верихов И. Д.
В статье исследуются особенности понимания проблемы времени французским философом А. Бергсоном в связи с его учением о длительности.
Читать PDF
126.09 кб

Специфика иррационального в трактовке Анри Бергсона

Кучковский П. В.
Читать PDF
1.92 мб

Эстетические взгляды Анри Бергсона в искусстве сюрреализма

Рокунова Н.И.
Читать PDF
623.14 кб

МАРСИАЛЬ ГЕРУ И АНРИ БЕРГСОН: КРАХ ИНТУИТИВИСТСКОЙ МОДЕЛИ?

Кротов Артем Александрович
В статье ставится целью анализ перспектив интуитивистской модели применительно к области историко-философского знания.
Читать PDF
138.74 кб

ВЛАДИМИР НАБОКОВ И АНРИ БЕРГСОН: РЕЗОНАНС СМЫСЛОВ И ОБРАЗОВ

Литварь Александра Евгеньевна
В статье анализируются взгляды французского философа А. Бергсона и русско-американского писателя В.
Читать PDF
283.38 кб

ПРЕДЕЛЫ БЕРГСОНИЗМА И ВЕЛИЧИЕ БЕРГСОНА: ГАБРИЭЛЬ МАРСЕЛЬ ОБ АНРИ БЕРГСОНЕ

Визгин Виктор
Читать PDF
153.32 кб

2002. 03. 026. Лоранд Р. Концепция искусства Анри Бергсона. Lorand R. Bergson's conception of art//B

Васильева Н. А., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
160.04 кб

2019.02.009. МАРЧЕЗИНИ П. КОНЕЦ ВРЕМЕНИ ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВРЕМЕНИ? АНРИ БЕРГСОН И МЕТАФИЗИКА ВРЕМЕНИ В

Летов О.В.