Батарея тестов общих способностей

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Батарея тестов общих способностей
general aptitude test battery) Б. т. о. с. (GATB) была разраб. Службой занятости Министерства труда США в качестве инструмента для консультантов управлений по вопросам занятости населения, организованных в разных штатах. Для этих целей множество конкретных профессий было разделено на группы на основе общности требований, предъявляемых к способностям работника. Профиль тестовых показателей, связанный с каждой из таких групп, получил назв. паттерна профессиональных способностей (ППС). Б. т. о. с. разраб. для применения к широкому кругу разнообразных профессий. Ее можно использовать в сочетании со "Справочником названий профессий" Министерства труда США. Критические замечания в адрес Б. т. о. с. направлены гл. обр. на использование в ней ППС. Дело в том, что при прогнозировании успешности для каждой группы профессий используются три тестовых показателя, базирующиеся на эмпирической валидности. Спорность такого подхода связана с применением в нем стратегии множественных критических показателей, хотя в отношении некоторых профессий вполне возможна компенсация одних, слабо выраженных, способностей другими, сильно выраженными. См. также Тестирование способностей, Профессиографический анализ, Тесты для отбора кандидатов Ф. Дж. Бенсон

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ БАТАРЕЯ ТЕСТОВ
(General Aptitude Test Battery, GATE) — тест интеллекта, батарея тестов, включающая вербальные и практические серии заданий. О. с. б. т. направлена на измерение общих способностей, однако имеется некоторое отличие
данной методики от тестов интеллекта общего назначения (таких, напр., как Векслера измерения интеллекта шкалы, Станфорд — Бине умственного развития шкала и др.), состоящее главным образом  в том, что валидизация тестов типа О. с. б. т. ориентируется
на профессиональные критерии, а не на успехи в обучении (см. ВАЛИДНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ). Методики типа GATB, находящие применение в зарубежной профессиональной психодиагностике, обозначаются как «комплексные батареи способностей»
(Multiply Aptitude Batteries), при этом под общими способностями понимаются комплексные качества, необходимые для овладения многими видами профессиональной деятельности.
О. с. б. т. разработана Службой занятости США (Б. Дворак, 1956) для использования в области профессионального отбора и профориентации. GATB включает 12 тестов, направленных на анализ различных комплексных способностей, актуализируемых в широком
круге видов профессиональной деятельности. Восемь субтестов являются тестами бланковыми, четыре требуют для проведения специальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости. Состав тестов GATB следующий:
1 тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по буквенному составу (150 пар).
2 тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметическим действием).
 
3 тест. Восприятие форм. При выполнении теста от испытуемого требуется определить, какой из четырех трехмерных предметов, нарисованных в правом четырехугольнике, может быть получен из приведенной в левом четырехугольнике развертки (рис. 33, а).
4 тест. Словарный. Из групп по четыре слова выделить слова, имеющие одинаковое или противоположное значение, напр.:    а) старый; б) молодой; в) практичный, г) родственный;
а) открытый; б) горячий; в) холодный г) сухой.
5 тест. Сравнение изображений. От испытуемого требуется определить, какое из четырех приведенных изображений предметов полностью соответствует образцу (рис. 33, б).

6 тест. Арифметические задачи (50 заданий).
7 тест. Сравнение геометрических фигур. Испытуемому предлагаются два набора одинаковых по размеру и форме фигур, отличающихся лишь расположением фигур и их разворотом. Необходимо отыскать сходные фигуры (рис. 34, с).
8 тест. Воспроизведение линий рисунка по образцу (рис. 34, б).

9 тест. Психомоторная ловкость. Оборудование для проведения теста представляет собой прямоугольную доску из двух частей с отверстиями, в которые вставлены 48 цилиндрических стержней.
Испытуемый, действуя одновременно обеими руками, вынимает стержни из отверстий в верхней части доски и вставляет их в отверстия нижней части. Проба повторяется трижды.
10 тест. Психомоторная ловкость. Тест проводится на том же оборудовании. Испытуемый, действуя одной рукой, вынимает из отверстий каждый из 48 стержней, поворачивает его и вставляет другим концом в то же отверстие. Проба повторяется трижды.
11 тест. Подвижность пальцев. Устройство для обследования состоит из прямоугольной доски, в которой имеются 100 отверстий (по 50в верхней и нижней частях). В верхней части доски в отверстия вставлены металлические заклепки. На доске закреплен
стержень с набором шайб. Испытуемый вынимает одной рукой каждую заклепку из отверстия, а другой рукой снимает шайбу со стержня, надевает ее на заклепку и вставляет последнюю в соответствующее отверстие нижней части доски.
12 тест. Подвижность пальцев. Последовательное возвращение заклепок и шайб в исходное для теста XII положение.
Проведение обследования занимает около 2,5 ч.
Разработка О. с. б. т. базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50 тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов: G — общая способность к обучению, восприятию указаний, рассуждению и оценке. В факторный показатель
входят результаты словарного, арифметического и теста восприятия форм (тесты III, IV, VI); V — вербальные способности (тест IV); N — владение числами (тесты II, VI); 5 — восприятие пространственных форм, движения объектов (тест III); P — восприятие
деталей графических изображений объектов (тесты V, VII); Q — восприятие частей вербальных конструкций, точность понимания (тест I); К. — моторная координация (тест VIII); F — мотори ка пальцев (тесты XI, XII); М — моторика рук (тест IX, X).
Сырые оценки (см. ОЦЕНКИ ПЕРВИЧНЫЕ) по рассмотренным выше субтестам преобразуются в процентильные и стандартные оценки по шкале с характеристиками М = 100, σ = 20 (см. ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ). Нормативные данные получены на выборке
из 4 тыс. рабочих и служащих с учетом возраста, пола, образования, профессии. В процессе длительного и широкого практического применения О. с. б. т. выработана система показателей, в которой для каждой профессии установлены необходимые для
овладения ею способности и соответствующие им минимальные значения оценок, образцы «профилей». Для облегчения практического применения системы эталонов и минимальных показателей при консультировании и отборе отдельные виды профессий объединяли
в группы, для которых нормативные показатели устанавливались по трем наиболее важным для работы способностям (А. Анастази, 1982).
К числу недостатков О. с. б. т. как психодиагностической методики можно отнести недостаточно широкий круг охваченных исследованием способностей, применение преимущественно тестов скорости, сложность факторной структуры батареи (И. Я. Киселев,
1968).
Согласно данным специальных исследований, О. с. б. т. отличается весьма высокими характеристиками надежности. Коэффициенты надежности параллельных форм и надежности ретестовой GATB составляют 0,80—0,90. Данные о валидности опираются на весьма
значительную выборку (свыше 25 тыс. рабочих и служащих). Показатели валидности текущей для различных групп профессий колеблются от 0,84 до 0,40, при этом для большинства профессий этот показатель приближается к 0,6. Имеются указания на высокую
валидность прогностическую и валидность инкрементную.
Методика GATB относится к числу наиболее широко применяемых в зарубежной профессиональной психодиагностике. К настоящему времени в США разработан ряд модификаций применительно к отдельным группам профессий (напр., Батарея тестов специальных способностей
Special Aptitude Test Battery (SATB), для отдельных контингентов испытуемых, NАТВ — батарея общих способностей для не умеющих читать), ряд узкоспециализированных вариантов теста (А. Анастази, 1982).
Сведений об использовании в СССР не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.