Барьер коммуникативный

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР
психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Выделяют К. б. перцептивные (ошибки восприятия других людей), коммуникативные (факторы, препятствующие правильному пониманию партнера) и интерактивные (обстоятельства, мешающие эффективному взаимодействию общающихся).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Барьер коммуникативный
это любые помехи, препятствия разл. рода либо вмешательства в процесс коммуникации на любом этапе передачи информации, искажающие смысл сообщения. В психологии выделяют разл. типы Б. к. Личностные барьеры порождаются индивидуальными характеристиками коммуникатора и реципиента, расхождениями ценностно-смыслового, эмоционального характера, нарушением психол. дистанции в О., неумением слушать партнера. Помехи, возникающие в материальной среде протекания коммуникации, обозначаются как физич. барьеры. Семантические барьеры возникают в результате неверного понимания значения используемых символов как вербальных, так и невербальных. Языковые барьеры продуцируются языковыми различиями коммуникатора и реципиента как принадлежащих к разл. культурам, субкультурам и группам, что затрудняет верную интерпретацию используемых слов. Примером тому могут служить жаргон, сленг или профессиональные речевые жанры, понимание к-рых доступно лишь членам определенной группы. Организационные барьеры возникают вследствие неверно выбранной модели коммуникации в организации, специфических характеристик системы управления, принятой в организации. Статусно-ролевые барьеры становятся препятствием в построении успешной коммуникации в случае, когда статус одного из партнеров становится препятствием к признанию его равноправным субъектом О. Культурные барьеры являются следствием культурных различий участников коммуникации и игнорирования или непонимания национ. традиций, норм, обычаев. Временные барьеры связаны прежде всего с дефицитом времени, вследствие чего полнота коммуникации затруднена. Барьеры информационной перегрузки возникают, когда информационная емкость принимающего сообщение не соответствует количеству информации, передаваемой на разнообразных носителях. Это затрудняет декодирование, систематизацию и структурирование информации. К психофизиол. барьерам относятся прежде всего барьеры темперамента, возникающий, когда темперамент коммуникатора и реципиента противоположны и это различие не рефлексируется. Проблема заключается в ошибке интерпретации действий партнера (атрибутивной ошибке), напр., психофизиол. особенности классифицируются как нерадивость, неспособность, отсутствие мотивации, предвзятость. К группе психофизиол. барьеров относятся также различия в индивидуальных системах репрезентации и восприятия информации, обусловленные превалированием аудиального, визуального или кинестетического типа. Здесь барьер возникает при отсутствии умений перекодирования предъявляемой информации. В основе информационных барьеров лежит неправильное структурирование информации, темп ее предъявления, игнорирование законов психологии восприятия и индивидуальных особенностей когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы, поведенческих ресурсов реципиента. Здесь выделяется барьер замысла, обусловленный тем, что в силу характеристик индивидуальности коммуникатор отбирает содержание и формирует сценарий О., опираясь на ограниченное представление о целесообразности; барьер речевой компетентности, затрудняющий реализацию замысла в плоскости внеш. речи; понятийный барьер, к-рый возникает в силу различия понятийных полей коммуникатора и реципиента; барьер принятия, обусловленный отсутствием рефлексии, принятия и недостаточной компетентностью по отношению к самому себе как субъекту О. При игнорировании законов памяти в процессе подачи информации возникают барьеры запоминания. Барьер осмысления связан с тем, насколько получаемая информация встраивается в индивидуальное когнитивное пространство и как в дальнейшем будет функционировать в нем. В группе информационных барьеров выделяется барьер реализации, связанный с рассогласованием уже освоенной информации и возможностями ее реализации на уровне внеш. активности. Оценочные барьеры обусловлены ошибкой в прим енении оценочных воздействий. Можно выделить неск. разновидностей ошибок подобного рода: нарушение равновесия между позитивными и негативными оценками с преобладанием последних; оценивание человека как представителя опр. социальной группы, нарушение социально-ролевых отношений; превалирование неконструктивной отрицательной оценки; оценка способностей, личностных качеств, возможных негативных перспектив развития и деятельности, вместо оценки хода выполнения задачи. К числу причин, вызывающих эмоциональные барьеры, относятся: актуализация негативных следов эмоциональной памяти при столкновении с информацией; общий неблагоприятный эмоциональный фон О.; отвержение другого как партнера взаимодействия на основе сканирования его параметров как физич. объекта. В кач. причин Б. к. выступают особенности субъектов О., имеющие психофизиол., мотивационно-операциональную, индивидуально-психол. или социально-психол. природу. Е. В. Залюбовская, Н. В. Казаринова, В. И. Куницына и В. М. Погольша определяют Б. к. как относительное или абсолютное препятствие, реально существующее или субъективно переживание и блокирующее эффективное О. Б. Д. Парыгин выделяет 2 вида социально-психол. барьеров: внутренние и внешние. Внутр. барьеры личности продуцируются нор мами, установками, ценностями, стереотипами и личностными особенностями (ригидностью, конформностью). Причины внеш. барьеров лежат вне личности и связаны с непониманием со стороны других, дефицитом информации. На основании исследований В. А. Лабунская выделяет 2 большие группы барьеров: собственно Б. к., препятствующие успешной интеракции и успешному О. (на стадии осуществление контакта это недостаточное владение социальными техниками ведения беседы, навыками и умениями); психол. барьеры, в первую очередь препятствующие взаимопониманию и затем уже осложняющие взаимодействие (побуждения, предрассудки, социальные стереотипы и т. д.). Е. В. Залюбовская выделяет «индуцированный барьер» - неосознаваемые трудности, возникающие при О. с напряженным, замкнутым, скованным партнером. Лит.: Лабунская В. А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психол. журн. 2003. Т. 24. № 5; Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. Лабунской В. А. М., 1999; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. Т. Н. Щербакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.22 мб

Коммуникативные барьеры и их преодоление

Абдуллина А.Ф.
В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры это препятствия на пути к пониманию собеседника.
Читать PDF
68.09 кб

Типология коммуникативных барьеров в государственном управлении

Карпенко Екатерина Викторовна
В статье поднимаются проблемы коммуникаций в государственном управлении, анализируются возникающие коммуникативные барьеры, приведена авторская типология коммуникативных барьеров в государственном управлении.
Читать PDF
5.12 мб

Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении

Мухадинов Владислав Рафаильевич, Слугина Татьяна Ивановна
В статье рассматривается проблема коммуникативных барьеров в межличностном общении, а также возможные способы их преодоления в условиях современного социума.
Читать PDF
354.21 кб

Компьютерно-опосредованная учебная коммуникация: коммуникативные барьеры

Тищенко Владимир Александрович
Коммуникативные барьеры препятствия, возникающие на пути продвижения информации от коммуниканта (источника информации) к реципиенту (получателю информации).
Читать PDF
290.36 кб

Разработка новой типологии коммуникативных барьеров в современной педагогике

Чмутова Юлия Сергеевна
Приведена новая классификация типов коммуникативных барьеров, в основание которой положена причинная обусловленность.
Читать PDF
357.72 кб

Разработка новой типологии коммуникативных барьеров в современной педагогике

Чмутова Юлия Сергеевна, Рудакова Ирина Алексеевна
В статье приведена новая классификация типов коммуникативных барьеров, в основании которой положена причинная обусловленность.
Читать PDF
437.10 кб

Коммуникативные барьеры как источник конфликтных ситуаций в школьном социуме

Гридчин Александр Анатольевич, Цыганкова Елена Николаевна
Статья посвящена актуальной проблеме повышения культуры конфликтного взаимодействия в школьном социуме, предусматривающей формирование и развитие у субъектов образовательных отношений способности успешной адаптации к меняющимся ус
Читать PDF
357.18 кб

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Носков Сергей Александрович, Плеханова Татьяна Михайловна
Проанализирована проблема возникновения коммуникативных барьеров в процессе обучения. Смоделирована целостная система коммуникативных барьеров.
Читать PDF
107.38 кб

Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов морского профиля

Бугакова Е. С.
В статье рассматривается проблема «коммуникативных барьеров» в межличностном общении курсантов высших морских учебных заведений, влияние данных затруднений на успешность обучения курсантов и становления, как морских специалистов.
Читать PDF
1,005.27 кб

Содержательные характеристики коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте

Шапко Н.А.
В статье обоснована актуальность исследования коммуникативных барьеров общения у подростков разных возрастных групп, представлены содержательные характеристики барьеров, которые способствуют возникновению препятствий в общении и в
Читать PDF
72.74 кб

Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях

Зубкова Ирина Владимировна
В статье обсуждается проблема коммуникативных барьеров и их влияние на возникновение и повышение риска непонимания между людьми в процессе общения. Рассматриваются группы и виды коммуникативных барьеров общения.
Читать PDF
333.13 кб

Условия преодоления коммуникативно-языковых барьеров в системе неязыкового высшего образования

Полякова Лидия Олеговна
Цель. Обосновать в статье комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих решение проблемы коммуникативно-языковых барьеров в системе высшего образования в современной России. Методология проведения работы.
Читать PDF
212.49 кб

Модель пропедевтической подготовки учащихся к преодолению коммуникативных барьеров в этносоциокульту

Яковлева Л. В.
Статья посвящена проблеме подготовки учащихся к преодолению коммуникативных затруднений. В исследовании определяются педагогические условия и программа преодоления коммуникативных затруднений в этносоциокультурной области.
Читать PDF
1.21 мб

Барьеры в педагогическом общении преподавателей и коммуникативный потенциал студентов с ограниченным

Шувалова Ирина Николаевна
В статье анализируются причины возникновения трудностей в педагогическом общении между преподавателями и студентами с ограниченными возможностями, выясняются их содержание и предлагаются основные направления преодоления, раскрывае
Читать PDF
399.19 кб

Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие

Мурашова Лада Анатольевна
В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий.

Похожие термины: