Бандура Альберт

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Бандура Альберт | Bandura, Albert (p. 1925)
Бандура отводит когнитивным замещающим процессам, а также процессам саморегулирования и саморефлексии, центральную роль в достижении человеком мастерства и приспособления к миру.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Бандура Альберт
(1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил Университет Британской Колумбии, после этого получил степень магистра в Университете Айовы (в 1951 г.). Доктор философии Университета Айовы. Позже работал в Стенфордском университете в качестве профессора психологии, а с 1973 г. — профессора социальных наук в психологии. Пришел к выводу, что для человеческого поведения такая его модель, как «стимул—реакция» не вполне применима, и предложил свою модель, которая, по его мнению, лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения. Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. На основании своих исследованиях Бандура пришел к заключению, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться, только когда в условиях данной ситуации социально приемлемы образцы гневных реакций.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

БАНДУРА АЛЬБЕРТ
1925–1988) – американский психолог, автор теории социального научения. Доктор философии (1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в должности профессора психологии, с 1973 г. – профессора социальных наук в области психологии. Считал, что главной детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения др. людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны др. людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии. Первоначально Б. А. под агрессией понимал импульсивную реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессия развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их к проявлениям агрессии вне дома. Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное. На основании этого пришел к заключению, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

БАНДУРА АЛЬБЕРТ
(Bandura Albert) (1925—1988)-американский социальный психолог, представитель необихевиоризма, трактовавший проблемы социальной психологии с бихевиористических позиций. Б.А.-один из авторов теории социального научения и известный специалист в области психологии агрессивного поведения, создатель теории социального бихевиоризма, позднее получившей название социальной когнитивной теории. В ней автор уделял особое внимание подражанию в социальном научении. В работах Б.А. впервые были подвергнуты исследованию механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой человеком успешности своей деятельности (собственной эффективности). Эти исследования показали, что поведение человека регулируется не только стимулами, поступающими извне, но также и собственными оценками, внутренними стандартами, ощущением своей адекватности или неадекватности. Люди с высокой оценкой собственной адекватности (эффективности) легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и в общении с другими людьми. Люди с низкой оценкой собственной эффективности, напротив, пассивны и не в состоянии преодолевать серьезные препятствия на своем пути, а также влиять на других людей. Б.А. является автором популярного психотерапевтического метода, получившего название «систематическая десенсибилизация (десенситизация)».
Соч.:Principles of Behavior Modification, N. Y., 1969; Agression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1973; Теория социального научения. СПб., 2000; Подростковая агрессия (в соавт. с Р. Уолтерсом). СПб., 2000. См. агрессивность, бихевиоризм социальный, десенситизация систематическая, научения социального теория, нео-необихевиоризм, психология социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Бандура Альберт
(1925–1988) – амер. психолог, автор теории социального научения. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии («Agression: A Social Learning Analysis». Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, где показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально- принимаются образцы гневных реакций. Автор психотерапевтического метода «систематической десенсибилизации». В рамках традиции изучения личности Б. обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения. Осн. работы: «Principles of Behavior Modification», 1969; «Теория социального научения», 1974.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БАНДУРА АЛЬБЕРТ
Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. В 1952 году в университете штата Айова он получил докторскую степень и вскоре после этого стал преподавателем Стэндфордского университета. На протяжении всей своей деятельности Бандура интересовался теориями обучения и теориями личности. Одним из основных его вкладов в психологию стало развитие «теории социального научения».
Ранние исследования Бандуры касались того, насколько люди могут научиться что-то делать по примеру других. В одном из исследований он использовал большую надувную куклу по имени Бобо. Группы детей наблюдали за тем, как взрослый по-разному обращается с этой куклой. Одна из групп видела, как взрослый нападает на куклу и в буквальном смысле, и словесно. Другая группа наблюдала за неагрессивным отношением взрослого к кукле. Затем детей оставляли наедине с куклой и наблюдали за их поведением. Оказалось, что дети, которые видели агрессивное поведение взрослого, чаще и сами действовали подобным образом. Так что, помимо всего прочего, дети учатся посредством наблюдения за другими людьми.
В вышеприведенном примере поведение взрослого по отношению к кукле Бобо не имело никаких последствий, ни положительных, ни отрицательных. Но какое воздействие окажет на детей тот факт, что взрослого накажут или наградят за то, что он вел себя с куклой так, а не иначе? Бандура провел ряд исследований и предположил, что дети охотнее будут демонстрировать агрессивность по отношению к кукле, если увидят, как взрослого наградили за такое же поведение; и наоборот, если бы они увидели, как за такое поведение взрослого подвергли наказанию, это удержало бы многих от подражания ему. Процесс обучения поведению посредством наблюдения за последствиями конкретных поступков называется «замещающим обусловливанием».
См. также статьи «Агрессия», «Обусловливание», «Скиннер, Беррес Фредерик», «Социальная психология».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Бандура (Bandura) Альберт
(род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада - 1988) - американский психолог, автор теории социального научения.
Биография. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Дж.Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал К.У.Спенс.
Исследования. Начав с методологии "стимул-реакция", Бандура пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии (Agression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression. N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)). Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад Бандуры заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification. N.Y., 1969).
Терапия. Бандура - автор психотерапевтического метода " систематической десенсибилизации".
Сочинения. The stormy decade: fact of fiction // Psycholgy in the School. 1964, 1, p.224-231;
Influence of models reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses // J. o. Personality and Soc. Psychology. 1965, 1;
Social Learning and Personality Development, N.Y., 1965 (совм. с Walters R.H.), в рус. пер.: (част.) Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984, с. 55-60;
Vicarious processes: a case of no-trial learning // Advances in experimental social psychology. N.Y., 1965, V. 2, p. 1-55;
Vicarious extinction of avoidance behavior (совм. с Grusec J., Menlove F.L.) // J. o. Person. and Soc. Psychol. 1967, 5, p. 16-23;
Social-learning theory of identificatory processes // Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969, p. 213-262;
Psychotherapy based upon modeling principles // (Ed.) Berdin A.E. et al. Handbook of psychotherapy and Behavior change. N.Y., 1971;
Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977, 84;
Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy // (Ed.) Flavell J.H., Ross L. Social cognitive development: Frontiers and possible futures. N.Y.,1981.
Литература. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000