АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ
мышление, оторванное от действительности и не корригируемое ею. Сопровождается уходом больного в себя, отгороженностью от внешнего мира.

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

Мышление аутистическое
греч. autos — сам] — согласно взглядам Е. Блейлера и Ж.Пиаже, самая ранняя форма детского мышления, в которой отражаются желания и фантазии ребенка без учета условий и требований реальности. А.Л. Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Вообще – мышление, направляемое внутренними желаниями и стремлениями независимо от внешних реальных фактов. 2. Мышление, характерное (или, лучше, предполагается, что оно характерно) для аутистического ребенка.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Мышление аутистическое
одностороннее, оторванное от реальной действительности и не корригирующееся ею мышление. Характеризуется ограниченным кругом ассоциаций, которые возникают преимущественно на основе идей, представлений, ощущений, появившихся в связи с болезнью.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Аутистическое мышление
(от греч. autos). Мышление, определяемое аффективными потребностями личности, ее желаниями и опасениями. Наблюдается в детском возрасте, при психопатиях, неврозах и психозах (характерно для шизофрении). Позже сам Блейлер предложил заменить понятие «аутистическое мышление» «дерайстичным мышлением» (см.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Мышление аутистическое
греч. autos - сам) - термин E. Bleuler (1920), обозначает алогическое мышление, связанное с аутизмом, то есть неспособностью пациентов принимать во внимание реальные свойства, связи и отношения, предпочитая последним образы кататимным фантазиям. Высказывания и мысли пациентов целиком определяются их желаниями и опасениями, эмоциями и комплексами: за действительность они непосредственно принимают только то, что соответствует их внутренним переживаниям. В этом смысле можно сказать, что аутистическое мышление суть сновидное мышление, сновидения наяву, поскольку аналогия со сновидениями здесь вполне уместна или даже очевидна. В норме, указывает Е.Блейлер, аутистическое мышление свойственно детям в возрасте после 3-4 лет, когда впервые появляется способность фантазировать, то есть продуцировать образы представления и комбинировать их сообразно своим желаниям или опасениям. Обычно дети в этом возрасте еще бывают склонными смешивать плоды своего воображения с реальностью, что в патологической степени свойственно игровым перевоплощениям. Синонимы: Кататимное мышление (греч. kata - указывает на движение вниз, к окончанию, на разрушение; thymos - чувство, настроение), Дереистическое мышление (лат de - устранение, отрицание чего-либо; realis - вещественный).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Мышление аутистическое
Мысленне аўтыстычнае / Autistic thinking– умственная деятельность, непосредственно ориентированная на удовлетворение собственных желаний, или М., которое определяется лишь желаниями. Является полной противоположностью реалистического М. Впервые описано Е. Блейлером (1911), который выделил следующие признаки аутистического М.: 1) это алогичное М., при котором отсутствуют не только логика, но и вообще какие бы то ни было регулярные правила движения мысли, при этом мысли находятся в грубом противоречии как с действительностью, так и между собой; 2) это кататимное М., т. е. образное, неконтролируемое, грезоподобное, направляемое исключительно желаниями и опасениями индивида, совершенно не считающегося с реальностью, содержание мысленных образов при этом таково, что оно воспринимается индивидом как полностью отвечающее его потребностям, в чем бы они ни состояли; 3) символический характер М., когда из всего содержания понятия как бы выхватывается лишь его малая и далеко не самая существенная часть, но именно она и представляет это понятие; 4) утрата способности отличать воображаемое от реального, это проявляется, во-первых, тем, что индивид не испытывает побуждения к тому, чтобы удостовериться в своей правоте, он не чувствует необходимости в том, чтобы как-то повлиять на реальность в соответствии с аутистическими соображениями, во-вторых, механизмы аутистического М. создают удовольствие от удовлетворения желания самым непосредственным образом. Аутис тическое М. во многих отношениях противоположно реалистическому.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.