АУДИТОРИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аудитория
лат. auditoria от audire - слушать) - 1) помещение в вузах, где проводятся занятия; 2) социокультурная общность слушателей публичного выступления (лекции, доклада, концерта, спектакля и т. п.); 3) социокультурная общность потребителей СМИ - читателей книг, газет, журналов; слушателей радио, звукозаписи; зрителей кино, ТВ, видеозаписи; пользователей Интернета и др. Слово «аудитория» пришло в рус. язык в сер. XVIII в. и сначала использовалось только в 1-м значении. С конца XVIII в. получило распространение 2-е значение, со 2-й пол. XIX в. - 3-е. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. № 1. А. В. Шариков

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Аудитория
лат. auditor — слушатель] (в социальной психологии) — группа, воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их числом. Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения — трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом (типа "круглого стола") расположении слушатели общаются друг с другом, видя реакцию на свои сообщения, поскольку все члены группы находятся в поле их зрения. При прямоугольной или трапецеидальной форме размещения группы внимание ее членов сосредоточивается на коммуникаторе. А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема, в сущности, она образована совокупностью малых групп. А.А. Брудный

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

АУДИТОРИЯ
АЎДЫТОРЫЯ / AUDITORIUM– 1) слушатели лекции, доклада, сообщения, а также слушатели и зрители радио- и телепередач; 2) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п. В психологии А.– группа, воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. В широком смысле А. представляет собой большую группу лиц, интересующихся одним и тем же предметом, ис пы тыва ющих сходные ожидания и переживания, имеющих единые обязательства или настроения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом расположении (типа круглого стола) слушатели общаются друг с другом, видя реакцию на свои сообщения, поскольку все члены группы находятся в поле их зрения. При других формах размещения группы (прямоугольной, трапецеидальной) внимание ее членов сосредоточивается на коммуникаторе (учителе, преподавателе, лекторе и т. д.). А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и, в принципе, более внушаема. Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АУДИТОРИЯ
от лат. audire - слышать). 1. Учебное помещение для проведения лекций, семинаров и т. д. 2. Слушатели лекции, доклада, сообщения. В этом значении А. чаще всего обозначает малую группу, физически присутствующую в данном помещении и непосредственно воспринимающую обращенное к ней сообщение, что подразумевает:
а) возможность личного взаимодействия между адресантом (учителем, лектором, докладчиком) и А. как группой адресатов; б) определенное пространственное размещение членов группы относительно коммуникатора и друг друга. Пространственная организация (см. Проксемика) связана с целями и задачами взаимодействия коммуникатора с коммуникантами, традициями и стилем общения между ними, а также числом людей, составляющих А. Принято выделять 2 принципиальные схемы размещения: А. прямоугольную (служащую разобщению адресатов и фокусированию их внимания на адресанте) и круговую (способствующую паритетности взаимодействия и активизации А.), а также целый ряд промежуточных форм, в т. ч. круговую сомкнутую, круговую разобщенную, трапециевидную, при которой небольшая часть А. размещается в непосредственной близости от коммуникатора. Роль пространственной организации А. важна, но не определяющая, и ее не стоит переоценивать.
Такие факторы, как знакомство людей в аудитории друг с другом, их самооценки, предшествующий опыт, отношение к адресанту, совпадение - несовпадение их интересов и ценностей, значимость и актуальность предмета обсуждения, играют гораздо более серьезную роль. А. м. б. активной или пассивной; настроенной дружески, враждебно или равнодушно по отношению к адресанту или теме его сообщения; восприимчивой (рецептивной) или сопротивляющейся.
3. Слушатели радио и зрители телепередач. В этом случае А. не является реальной группой: ее члены м. б. разделены не только пространством, но и временем (при трансляции передач на разные регионы или при повторе передач). Имеет смысл выделять: а) непосредственную А. (люди, которые в данный момент времени слушают или смотрят данный выпуск данной передачи); 6) постоянную А. (круг людей, которые обычно слушают или смотрят данную передачу) и в) потенциальную А. (те люди, которые, по замыслу авторов передачи, будут заинтересованы в ней).
4. В особом смысле А. - приверженцы, сторонники, фанаты к.-л. публичного лица (деятеля искусств, политика, спортсмена). (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
123.86 кб

Аудитория как место действия

Сериков Андрей Евгеньевич
В статье рассматривается вопрос о месте смысла человеческого действия. Если говорить о месте, в котором происходит социальное действие, то это и есть место смысла, но только не данного действия, а его образцов.
Читать PDF
284.39 кб

Аудитория балета: типологический анализ

Терентьева Наталья Алексеевна
Статья посвящена анализу различных подходов к типологии публики как необходимого компонента художественной культуры. Опираясь на идеи М.Е. Илле, А.Н. Сохора, Н.А.
Читать PDF
415.22 кб

Читательская аудитория и чтение в Российской провинции во второй половине xix начале XX В. (по матер

Кононова Татьяна Леонидовна
В статье прослеживается история частных книжных собраний в губерниях Центрального Черноземья во второй половине XIX начале ХХ в.
Читать PDF
70.87 кб

АЛИСА ПРУДНИКОВА И ЛАРИСА ПЕТРОВА, РЕД. ЧТО-ТО НОВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ: АУДИТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В

Папушина Юлия
Читать PDF
547.98 кб

Региональная аудитория пользователей социальных сетей (на примере города Челябинска)

Морозова Елена Игоревна
Читать PDF
541.05 кб

Лекция, аудитория, преподаватель

Рачек В. М., Доброборский Г. А., Вьюшина М. Н.
Читать PDF
99.57 кб

Молодежная аудитория телевидения

Ковалев Павел Алексеевич
Читать PDF
292.04 кб

А. В. Чугунов Российская интернет-аудитория в зеркале социологии

Быков Илья Анатольевич
Читать PDF
178.74 кб

Аудитория будущего: перспективы познавательного вещания

Ершов Юрий Михайлович
Анализируются последние тенденции в изменениях российской телевизионной аудитории, связанные с появлением новых технических способов получения контента по разным каналам, включая кабельные сети, спутниковые антенны, мобильное ТВ.
Читать PDF
329.07 кб

Аудитория, создающая новость: новые течения в современной зарубежной журналистике

Пустовалов Алексей Васильевич, Березина Ирина Александровна
Статья посвящена выделению, номинации и типологизации направлений в современной зарубежной и отечественной журналистике, таких как гражданская журналистика (citizen journalism), социально-активная журналистика (civic journalism),
Читать PDF
2.89 мб

Журнал «Нива» и его читательская аудитория на пути формирования массовой культуры (конец XIX - начал

Сухотерин Дмитрий Янкович
Статья посвящена изменениям культурных ожиданий читательских аудиторий элитарной и массовой периодики в России конца XIX - начала XX в., отражаемых в рекламе книг, газет и журналов.
Читать PDF
227.00 кб

Аудитория масс-медиа как объект и субъект коммуникации

Евдокимов В. А.
Автор анализирует особенности массовой и специализированной аудитории средств информации, выявляет их характеристики и условия, в которых социальные общности людей могут исполнять роль объекта или субъекта.
Читать PDF
62.59 кб

Молодёжь как целевая аудитория современной рекламной компании

Акчурина Е. М.
Читать PDF
0.00 байт

Изменение значения понятия «Аудитория» в контексте современных медиакоммуникаций

Новикова Т. Е.
Показаны основные подходы к пониманию термина «аудитория», сформулировано его уточненное толкование, учитывающее условия современного информационно-технологического прогресса.
Читать PDF
642.27 кб

Современное международное радиовещание на арабском языке: аудитория — весь мир

Пую Анатолий Степанович, Садыхова Арзу Ахмедовна
Статья посвящена анализу содержания современных транснациональных радиостанций на арабском языке.

Похожие термины:

  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета

    Говорить о закономерностях общей аудитории всего Интернета еще не приходится - это глобальная задача, пока не решенная. Однако уже есть данные о поведении общей аудитории Рунета (русскоязычного с
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории печатных СМИ

    Традиционно исследования аудитории (А.) печатных СМИ были сконцентрированы на частных А. отдельных изданий, и потому закономерности общей А. газет и журналов оставались вне рассмотрения. Однако в
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории радио

    Поведение общей аудитории радио (А. р.) в течение суток заметно отличается от поведения общей телеаудитории. Общая А. р. достигает своего суточного максимума в утренние часы, к-рый не столь сильно пр
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории

    регулярное изменение параметров аудитории (А.) данного типа СМИ. Цикличность А. СМИ - одна из фундаментальных закономерностей в поведении А. как социальной общности. Она обусловлена, с одн. стор., ци
  • Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории

    В течение суток ежедневно наблюдается постепенное нарастание объема общей телеаудитории к вечернему времени, пик к-рого приходится на интервал в окрестностях 21:00. Затем объем аудитории (А.) снижае
  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт

    Установление и поддержание контакта с аудиторией, проявляющей интерес к удовлетворению своих духовных, информационных и коммуникативных потребностей, требует применения СМК опр. арсенала выраз
  • Аудитория в массовой коммуникации

    специфическая динамическая социокультурная общность, члены к-рой объединены практикой обращения к конкретному медиатексту (напр., книге, статье в газете, кинофильму, телепрограмме, радиопередаче
  • Аудитория телевизионная: психологический портрет

    В отличие от социол. характеристик телеаудитории, выявляемых посредством социол. опросов, психол. портрет аудитории дает возможность ответить на вопросы «как смотрят?» и «почему (с какой целью) см
  • Аудитория СМИ: типологии

    Существует множество оснований для классификации аудитории (А.) СМИ. В самом общем виде их разделяют на медиалогические, социально-демографические, психологические (включая социально-психологиче
  • Веб-аудитория

    общность людей, формируемая тем или иным интернет-ресурсом. Подобная сетевая общность может включать акторов (субъектов виртуальной коммуникации) разл. социального статуса, гендерной роли, этнич.
  • Общение и искусство: диалог автора с аудиторией

    В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к-рое не тождественно об
  • Адаптация к аудитории

    активный процесс вербального и визуального приспособления материала для представления конкретной аудитории.
  • Методы измерения аудитории СМК: автоматизированные

    Данные методы разработаны лишь для электронных СМК - телевидения, радио, Интернет и др. Измерения такого рода ведутся непрерывно. Данная группа методов делится на 2 категории: измерение количества
  • Дилемма разнородной аудитории

    Multiple audience dilemma) —ситуация, когда человек должен представлять себя перед разными аудиториями в разных имиджах, часто в одно и то же время.
  • ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ

    присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если реше
  • Методы измерения аудитории СМК: опросные

    К опросным методам относят личное интервьюирование, телефонное интервьюирование, анкетирование (самозаполнение) и метод дневниковой панели. Анкетирование может осуществляться через прямую разд
  • Методы измерения аудитории СМК

    играют особую роль в массово-коммуникационной практике, являясь одной из форм обратной связи изданий с аудиторией и выполняя целый ряд производственных функций, среди к-рых выделяются: функция де
  • Аудиториология

    междисциплинарное науч. направление, возникшее в конце 1990-х гг., к-рое изучает аудиторию в процессах личностно-групповой, межгрупповой и массовой коммуникации, выявляя свойства аудитории и законо