Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории

Найдено 1 определение
Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории
В течение суток ежедневно наблюдается постепенное нарастание объема общей телеаудитории к вечернему времени, пик к-рого приходится на интервал в окрестностях 21:00. Затем объем аудитории (А.) снижается, достигая минимума в окрестностях 3:00. Недельная цикличность проявляется, прежде всего, в различии среднесуточного объема общей телеаудитории в будние и выходные дни. По выходным нарастание объема телеаудитории в течение суток наблюдается дважды: в окрестностях 11:00 и в окрестностях 21:00. Однако утренний пик заметно ниже вечернего. Сезонная цикличность проявляется в уменьшении средненедельного объема общей А. в летние месяцы и в увеличении его зимой. Сезонные изменения происходят не скачком, а постепенно: нарастание объема общей телеаудитории происходит с сентября по декабрь, а снижение - с марта по июнь. Данный факт указывает на то, что причина сезонной цикличности не определяется исключительно социальными факторами (напр., летними отпусками), а имеет сложную природу, сочетающую в себе как физич., так и социальные факторы. Иногда наблюдаются отклонения от строгой суточной и недельной цикличности. Часть из них обусловлена социокультурными факторами, напр., праздниками. Так, в России и странах бывшего СССР принято встречать Новый год дома, где обычно включен телевизор. Динамика А. в новогоднюю ночь существенно отличается от привычной динамики. В новогоднюю ночь пик А. приходится не на 21:00, а на полночь, когда происходит собственно встреча Нового года. При этом величина объема общей телеаудитории достигает своего годового максимума. Далее объем общей А. постепенно уменьшается. С середины дня 1 января поведение телеаудитории возвращается в привычное русло. Данное явление получило название «новогодней аномалии» в поведении телеаудитории. Исследования нач. 2000-х гг. привели к гипотезе о существовании цикличности общей телеаудитории, связанной с циклом солнечной активности (11-12 лет), а также внутрисуточных цикличностей с периодом от неск. минут до неск. часов. Лит.: Шариков А. В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России, 1997. № 1. А. В. Шариков

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011