АТКИНСОН РИЧАРД ЧЭТЭМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АТКИНСОН РИЧАРД ЧЭТЕМ
(Atkinson Richard) (р. 1929)-американский психолог, специалист в области когнитивной и математической психологии. Известен также своими работами в области психологии памяти и обучения.
Соч.:Человеческая память и процесс обучения. М., 1980; Studies in mathematical psychology. Stanford: Stanford University Press, 1964. См. память, психология когнитивная, психология математическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АТКИНСОН РИЧАРД ЧЭТЭМ
род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) — американский психолог, представитель когнитивной психологии. В 1944 г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956 г. по 1957 г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957 г. по 1961 г. он — ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета Лос–Анджелеса, с 1961 г. по 1964 г. — ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964 г. по 1980 г. — профессор психологии. С 1980 г. работает в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975 г. по 1976 г. он — зам. директора Национального научного фонда, с 1976 г. по 1980 г. — директор. Член Национальной академии наук (1974). Участник 18 Международного психологического конгресса в Москве. В качестве методологических оснований ориентировался на „компьютерную метафору“, проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально–акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трех компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течении десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени („Human memory: A proposed system and its control processes“ (совм. с Shiffrin R.M.), in: „The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory“, V. 2, N.Y., 1968 (Ed. Spence K.W., Spence J.T.)). Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из–за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник